Специальность 1504000 «Фермерское хозяйство»

Квалификация 1504062 «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства»

В соответствии с государственной лицензией серии АБ №  № 13001897 от 15 февраля 2013 года, выданной  Департаментом по контролю в сфере образования Костанайской области,  колледж имеет право на реализацию профессиональных учебных программ технического и профессионального образования по специальности 1504000 «Фермерское хозяйство» и квалификации 1504062 «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства». Подготовка специалистов по специальности 1504000 «Фермерское хозяйство » квалификации 1504062 «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства» в колледже осуществляется с 1 сентября 2006 года. Срок обучения 2 года 10 месяцев на базе основного среднего образования.

Приём обучающихся осуществляется на бюджетной основе.  Обучение по данной специальности ведется по очной форме на русском языке. По окончании курса обучения по квалификации  1504062 «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства» обучающиеся приобретают навыки и умения вождения в соответствии с требованиями квалификационной характеристики, овладевают приёмами работ рубки, теми работами, которыми должен владеть слесарь 3-го разряда, методы и способы установки на хранение в местных условиях,  уметь произвести ремонт не сложных узлов и агрегатов, не требующих специального, сложного оборудования, уметь самостоятельно подготовить, провести работу по выбранному агрегату и проверить качество работы, провести в полном объеме техническое обслуживание машинно-тракторных агрегатов.

Численность педагогических работников, ведущих учебные занятия по данной специальности в 2013-2014 учебном году  - 33, из них высшую квалификационную категорию имеют 5 человек  (Карплюк Л.Ф., Якименко В.Н., Говоров Б.П., Мащенко Т.П.,Кожуховская В.Ф..), с первой квалификационной категорией   преподавателей – 9 (Жанарстанова М.Н., Скороходова Д.С., Павелко Ю.В., Кучкина С.Ф., Кашарина О.В., Баранов А.Н., Филипенко О.Г., Думин В.В., Швечихин В.И..) С высшим образованием 18 преподавателей и 1 со средним специальным.   Мастеров производственного обучения, работающих по данной специальности, 14  С высшим образованием - 7, со средним  специальным – 6, среднее образование с присвоением рабочей профессии - 1 . Высшую квалификационную категорию имеют 2 мастера производственного обучения (Андреева Ю.В. и Гордиев А.Н.) и первую – 3 человека (Стрельцов Д.А., Иванченко Ю.В. и Скидин А.Н.). Доля преподавателей и мастеров производственного обучения с высшей и первой квалификационными категориями составляет 57,8% , что соответствует требованиям при лицензировании организации технического  и профессионального образования. Штатных работников – 31 человек.

Повышение квалификации педагогов осуществляется на курсах повышения квалификации в ИПК и ПРО, филиале НЦПК«Өрлеу». В 2013-2014 учебном году повысили квалификацию  13 педагогов (39,4%).

Одним из главных вопросов в системе работы повышения педагогического мастерства и профессионализма является аттестация педагогов. В 2013-2014учебном году  один педагогический работника, ведущий учебные занятия по данной специальности, был аттестован на высшую квалификационную категорию, 4  на   1 квалификационную категорию и 10 на вторую. В 2014-2015 учебном году подали заявления 6 на высшую категорию, 1 на первую и 3 на вторую.

Контингент обучающихся в колледже  по данной специальности на 2014-2015 учебный год составляет  120 человек, в том числе количество обучающихся первого курса составляет 50 человек, студентов второго курса 27, третьего курса 43.

Наполняемость групп и площади помещений соответствует санитарным правилам «Санитарно - эпидемиологические требования к содержанию , эксплуатацию и условиям обучения учебных заведений технического профессионального и высшего образования», утвержденным приказом Министра здравоохранения РК от  3 августа 2010 года № 594 . Соблюдены все требования и нормы к размещению лабораторий , производственных мастерских на основе СНиП «Общественные здания и сооружения». Каждая учебная производственная мастерская или лаборатория имеют паспорт, инвентаризационные ведомости, уголки по технике безопасности и охране труда и журналы по ТБ.

Прием обучающихся ведется в соответствии с Типовыми правилами приема в организации образования, реализующие профессиональные учебные программы технического и профессионального образования, утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан  от 19 января 2012 года № 130. На основании данного постановления в колледже разработаны «Правила приема» в КГКП «Боровской профессионально- технический колледж»  Управления образования акимата  Костанайской области и согласованный Управлением образования акимата Костанайской области. Колледж выполняет госзаказ на 100%.

 Учебная практика.

Профессиональная подготовка осуществляется в комплексе, состоящем из мастерских и лабораторий. Для полного выполнения учебных планов и программ в мастерских имеется основное оборудование и необходимые инструменты для организации и проведения практики по получению первичных профессиональных навыков.

В лабораториях и мастерских сосредоточены основная и дополнительная учебная литература, наглядные пособия, рекомендации по проведению лабораторно-практических работ. Утверждены планы работ и мастерских. Лаборатории и мастерские соответствуют нормам и требованиям ГОСО.

Имеется машинный двор для постановки и хранения техники площадью 1,2 га. Автодром для подготовки водителей категории В и С и трактористов-машинистов категории А и В.

По специальности: 1504000 - Фермерское хозяйство, квалификации:1504062 - Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства в КГКП  «Боровской профессионально-технический колледж» Управления образования акимата Костанайской области имеется - лаборатория  по СХМ  площадью - 135,6м2, лаборатория  по автомобилям и тракторам площадью -184,6м2 , слесарная мастерская площадью -65,3м2.

            Слесарная мастерская площадью 65,3м2 используется по учебным программам:  трактористов-машинистов сельскохозяйственного производства.

В каждой действующей  учебной лаборатории имеются в наличии первичные средства пожаротушения, инструкции по работе с материалами, в соответствии с нормами пожарной безопасности, которые изложены в паспортах.  Мастерами производственного обучения ведутся журналы инструктажа по технике безопасности с обучающимися во время проведения производственных работ. Для безопасной работы в наличии имеются первичные средства противопожарной безопасности в соответствии с  требованиями   Законов РК «О безопасности и охране труда», «Охрана труда в организациях образования».

            В лаборатории  по СХМ имеется: Картофелесажалка СН-4Б,  Сеялка СЗС-2.1, Плуг ПЛН-3-35, КПГ-2-150, Культиватор КРН-5,6 , Каток ЗКК-6. Приобретенное оборудование в 2011 году - Влагомер зерна WILE-55.

В 2012 году в лабораторию СХМ приобретено: Модель сельскохозяйственного трактора - 1 шт. Модель дизельного двигателя - 1 шт. Комплект настенных плакатов "Сельхозмашины" - 1 шт.  Электронные плакаты (CD) (Устройство автомобиля. Электрооборудование автомобиля. Двигатели внутреннего сгорания. Сельскохозяйственные машины)- 1 комплект.       Интерактивная доска - 1 комплект. Мультимедийная кафедра.

            В лаборатории по тракторам и автомобилям имеется:Двигатель Д-65. Передний мост автомобиля ЗИЛ-130. Задний мост автомобиля ГАЗ-53.Двигатель Д-50. Пусковой двигатель ПД-10У. КПП автомобиля ГАЗ-53. КПП автомобиля ЗИЛ-130. Двигатель ЗМЗ-53. АКБ  6 СТ-55. Стартер. Насос НШ-32. Рулевой механизм автомобиля М-412. Воздухоочиститель (корпус воздушного фильтра ГАЗ-53). Корзина сцепления. Гидрораспределитель в разрезе. Насос подкачки (помпочка ТНВД). Межосевой дифференциал  автомобиля. Сцепление с гидравлическим усилителем. Тормоза барабанного типа. Энергоаккумулятор. Тормозная камера. Прерыватель - распределитель зажигания. Корзина сцепления. Реле-регулятор. Генератор.

В 2012 году в лабораторию по тракторам и автомобилям приобретено:  Действующий макет легкового автомобиля -1 комплект. Действующий  макет грузового автомобиля  - 1 комплект. Коробка передач (макет) - 1 комплект. Инжекторный бензиновый двигатель (макет) - 1 комплект. Передняя подвеска и рулевое управление (макет) - 1 комплект. Карбюратор  (макет) - 1 комплект. Автоматизированный обучающий комплекс (АОК - автотренажер) «ОТКВ-2М» - 2 комплекта. Интерактивный видеопроектор ультракороткофокусный - 1 комплект. Мультимедийная кафедра.

            В слесарной мастерской имеется: Станок сверлильный ST-20J 750W. Наждак Crowh CT 3609. Станок сверлильный ST-16J 550W.. Ножницы по металлу. Ножовка по металлу. Зубило слесарное. Штангенциркуль ЩЦ-1-125-0,1. Микрометр МК-75-100 мм. Набор метчиков и лерок. Молоток слесарный. Бородок диаметром 6,3 мм. Угольник. Линейка металлическая. Набор ключей рожковых (в сумке). Напильник квадратный. Напильник  плоский. Напильник полукруглый. Напильник круглый. Все оборудование и инструмент приобретены в 2009-2010 года, в связи с чем замены не требуют.

Приобретенное оборудование в 2012 году в слесарную мастерскую: верстак слесарный с тисками в количестве 13 комплектов.

            В 2012 году на баланс КГКП «Боровской профессионально-технический колледж» поступило такое оборудование, как комбайн «Енисей-1200» и автомобиль ВАЗ 21070. Комбайн «Енисей -1200» используется на полях учебного хозяйства при проведении учебной практики по специальности: 1504000 - Фермерское хозяйство, квалификации:1504062 - Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства, а автомобиль ВАЗ 21070 используется при обучении вождения в группах  водителей категории «В,С».

            Творческая слаженная работа коллектива позволяет успешно  решать задачу формирования специалистов с активной жизненной позицией, способных актуализировать полученные знания.

Профессиональная практика

 Производственное обучение и профессиональная практика являются составной частью учебного процесса и организованы в соответствии с «Методическими рекомендациями по организации и проведению профессиональной практики обучающихся начальных и средних профессиональных учебных заведений», утвержденных приказом Министерства образования и науки РК от 5 апреля 2004 года №287. Продолжительность профессиональной практики определяется профилем специальности и учебным планом, на основе договора о прохождении производственной практики. Мастера производственного обучения контролируют прохождение производственной практики.

Перед выходом на производственную практику с обучающимися проводят инструктаж по ТБ и выдаются следующие документы: договор, направление, рабочий план-график, памятка о прохождении практики.

Производственное обучение обучающихся проводится в учебных мастерских и лабораториях в соответствии с учебными планами и программами. Практику по названным специальностям обучающиеся проходят на предприятиях и в организациях района по договорам. Рабочими местами на время практики обеспечены все обучающиеся.

Для укрепления связи с работодателями, субъектами малого и среднего бизнеса заключены договора о социальном партнерстве.

При направлении на практику оформляется приказ, указываются сроки, руководитель и место практики, проводится инструктаж, имеются договор, рабочий план-график, направление. По окончании практики обучающиеся представляют отчет, дневник и характеристику.

В учебных мастерских, лабораториях, машинном дворе учебного заведения обучающиеся по специальности «Фермерское хозяйство» квалификации «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства» овладевают приёмами технического обслуживания, занимаются ремонтом механизмов и оборудований, разборкой и сборкой узлов и агрегатов, подготовкой почвообрабатывающей техники, сеялочных агрегатов и всего машинно-тракторного парка к проведению посевной и уборочной компаний.

На учебном полигоне автодрома обучающиеся осваивают приёмы практического вождения автотранспортных средств по категориям «ВС», по управлению тракторами категориям «АВ».

Обучающиеся группы «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства» под руководством мастеров производственного обучения занимаются на земельных участках учебного хозяйства (534 га), на основании технологических карт самостоятельно проводят закрытие влаги, производят предпосевную обработку почвы с последующей организацией посева зерновых культур, боронование, прикатывание, учатся устанавливать норму высева и глубину заделки семян. Таким образом, обучающиеся на данном этапе производственного обучения проходят и самостоятельно проводят весь комплекс агротехнических мероприятий - по завершению полевых работ. Аналогичным образом организовано производственное обучение обучающихся при проведении уборочных работ, очистки зерна, в подготовке и проведении семенного материала до посевных кондиций.

На учебные занятия приглашаются специалисты МТС. Ими прочитан курс лекций по эксплуатации современных зерноуборочных комбайнов и тракторов и применению передовых технологий по выращиванию зерновых культур.

Обучающиеся во время практики ведут дневники, которые после завершения практики сдаются и являются отчетом.

Мастера производственного обучения по утвержденному графику осуществляют контроль за прохождением практики. После завершения практики мастера сдают подробные отчеты по обучающимся всей группы.

Совместная работа учебного заведения и социальных партнеров дает возможность совершенствовать и улучшать качество подготовки рабочих кадров.

Одной из эффективных форм повышения уровня квалификации будущих кадров массовых профессии - это работа вновь созданного - и «Консультативного совета». Цель работы консультативного совета - повысить уровень подготовки выпускников и конкурентоспособности на рынке труда. В состав совета включены представители базовых предприятий, члены родительской общественности, преподаватели и мастера колледжа.

Консультанты анализируют отчеты об итогах учебной работы и производственной практики. Высказывают свое мнение о недостатках подготовки обучающихся и вырабатывают систему мер по устранению пробелов в знаниях. Члены совета проводят совместно с преподавателями промежуточное тестирование.

В состав квалификационных комиссий входят представители работодателей, с которыми заключены договора о прохождении практики. Всего заключено 14 договоров о прохождении профессиональной практики обучающимися до 2029 года.

Совместная работа колледжа и социальных партнеров: ТОО «Раскуль», ТОО «Агрофирма Боровское», ТОО «Фирма ПИК», «ПК Вита», ИП «Краснобородиков» ИП «Какимов С.К.» помогает обучающимся: в получении положительных результатов в учебе; в повышении и закреплении качественных знаний; в изучении и освоении новой техники; в освоении новых энергосберегающих технологий; повышает их конкурентоспособность на рынке труда; имеют место положительные отзывы со стороны работодателей.

 Трудоустройство.

Трудоустройство и востребованность  выпускников по специальности 1504000 «Фермерское хозяйство» и квалификации 1504062 «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства»  составляет в основном 70 %.

Мастерами производственного обучения по данной профессии проводится  мониторинг трудоустройства и оказывается  помощь выпускникам в трудоустройстве.

  По поступающим заявкам работодателей мастерами рекомендуются  варианты трудоустройства.

Ежегодно проводятся встреча  выпускников   с  сотрудниками городского Центра занятости, которые знакомят учащихся с имеющимися вакансиями, с возможными вариантами трудоустройства по программе «Молодежная практика».

Мастера производственного обучения с обучающимися выпускного курса посещают ярмарки вакансий.

Проводятся встречи с выпускниками, которые рассказывают о своей работе, возможностях карьерного роста, уровне заработной платы и факторах, влияющих на возможность трудоустройства на более высокооплачиваемую работу по избранной профессии.

         Одним из показателей качества подготовки специалистов является отзывы организаций - баз практик об уровне теоретической подготовки учащихся. На каждого выпускника составляется характеристика-отзыв, на основании которой  студентов зачисляют в резерв  базовых предприятий с перспективой последующего трудоустройства.

Результатом большой совместной работы учебного заведения с социальными партнерами является полное трудоустройство выпускников, их быстрый карьерный рост и дальнейшее обучение в высших учебных заведениях.