Разработка открытого урока по предмету

«Основы агрономии»

в группе Т/М - 20 по специальности  «Тракторист машинист сельскохозяйственного производства»

 

 

 

 

Тема урока:

«Сорные растения и меры борьбы с ними»

 

 

                                                                 Разработала преподаватель

Д.А. Стрельцов

 

 

 

 

 

 

 

с. Боровской   2015

 

 

 

 

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления учебной информации посредством элементов модульной технологии и   интерактивного включения обучающихся в образовательный процесс.

Цели:

  • сформировать понятие  сорные растениях и растения засорители сельскохозяйст-венных посевов;
  • доказать, что сорные растения наносят культурным растениям ощутимый вред, выражающийся снижением урожайности и качества урожая;
  • раскрыть биологические особенности сорных растений, позволяющие им успешно конкурировать с культурными растениями;
  • ознакомить с классификацией сорных растений по способу питания, размножения и продолжительности жизни;
  • сформировать представление о способах учета сорных растений в посевах культурных,
  • сформировать представление о мерах защиты культурных растений от сорняков;
  • продолжить формирование коммуникативных способностей, информационной компетентности, выстраивать свою индивидуальную образовательную траекторию.

Планируемые результаты:

обучающиеся в ходе урока должны:

  • давать определение сорные растения и растения засорители;
  • уметь обосновывать разнообразный  вред, причиняемый сорными растениями культурным;
  •  делать выводы о том, почему трудно бороться с сорными растениями;
  • иметь представление об экономических  порогах  вредоносности сорных растений и их классификации;
  • описывать способ учета сорных растений;
  • иметь представление о методах защиты культурных растений;
  • пользоваться различными источниками информации;
  • работать в парах.

Основные термины и понятия: сорные растения, прямой и косвенный вред сорных растений, классификация сорных растений, технологии защиты культурных растений от сорных трав.

Межпредметные связи: биология – фазы развития растения, химия – правила безопасной работы с ядохимикатами.

 Материально-техническое оснащение:                                           

  1.  Литература:  учебник Третьяков Н.Н. “ Агрономия” стр. 133-134.
  2. Видеоролик «Сорные растения»
  3. Электронная презентация по теме  в программе Netobook
  4. Мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска.
  5. Программные средства: Word, Nоtеbook
  6. Карточки-задания.

                                                Х ОД     У Р О К А 

 

  1. 1.   Организационный момент.

       1.1. Проверка присутствующих.

1.2. Проверка готовности к уроку.

 

 

 

Учебный материал с указанием задания

Руководство по усвоению материала

 

 

Цель: в результате овладения содержанием модуля вы  должны сформировать  знания о сорных растениях, способах их распространения, о разнообразном  вреде, причиняемом сорными растениями культурным; о способах учета сорных растений и пороге их вредоносности в зависимости от классификации, о методах защиты культурных растений.

 

Внимательно прочитайте цель урока.

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Повторение изученного.

Цель: проверить усвоение основных понятий по обработке почвы, связать приемы обработки почвы с защитой культурных растений от сорняков.

Задание №1,2,3- выполняется отдельными обучающимися на интерактивной доске.

Задание на карточках по теме «Приемы обработки почвы»

Установите соответствие  приемов обработки почвы.

 

Прием обработки почвы

Краткая характеристика приемов.

Буква

1

Боронование

Выравнивает поверхность почвы, улучшает контакт семян с почвой и ускоряет их прорастание.

А

2

Культивация

Прием часто применяют на вспаханных полях для разделки крупных глыб, а также для измельчения корневищ  сорных растений.

Б

3

Прикатывание

Цель этого приема выровнять и разрыхлить поверхность почвы, чтобы  предотвратить капиллярное испарение влаги, уничтожить сорняки в фазу ниточки.

В

4

Дискование

Прием обработки почвы  особенно необходим перед посевом, чтобы  создать выровненное  «плотное ложе» для семян культуры.

Во время вегетации на пропашных культурах прием используют для борьбы с сорняками.

Г

 

Коллективная работа группы по проверке правильности выполнения заданий.

Задание 1,2,3-оцениваются отдельно преподавателем .

 

Работа самостоятельно в тетради для контрольных работ  – выполните тест.

 

 

Проверка результатов работы.

За каждый правильный ответ  - 1 балл

 

Устный ответ по тетради один обучающийся, остальные проверяют и выставляют баллы в оценочный лист.

 

2

 

 

Вред причиняемый сорняками

Цель:   сформировать понятие  сорные растениях и растения                                    

             засорители сельскохозяйственных посевов;

  • доказать, что сорные растения наносят культурным растениям ощутимый вред, выражающийся снижением урожайности и качества урожая;

Задание: прочитайте текст учебного  материала  на стр. 1-2 и ответьте на вопросы.

  1. Почему одни и те же виды растений называют лечебными, пищевыми, сорными? (Приведите примеры)
  2. Какой   прямой вред, причиняют сорные растения культурным?
  3. Объясните косвенный вред, причиняемый сорными растениями культурным.

 

Работа самостоятельно с учебным материалом

 

Проверка выполнения работы

 

За каждый правильный ответ на вопрос   - 1 балл выставить в оценочный лист.

 

3

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Биологические особенности сорных растений.

Цель: раскрыть биологические особенности сорных растений, позволяющие им успешно конкурировать с культурными растениями;

 

Задание: пользуясь текстом учебника на стр. 67-68,  ответьте на вопрос.

1. Почему очень трудно бороться с сорными растениями?

Критерии оценки: 3 балла за правильный  ответ

                                    2- балла за 1 ошибку.

                                   1- балл за 2 ошибки.

                                   0- баллов за три и более.

 

Работа самостоятельно в тетради

 

Работа с группой, проверка выполнения задания .

За правильный ответ на вопрос  - 3  балла.

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

Классификация сорных растений

Цель: иметь представление о классификации сорных растений по способу питания, размножения, и продолжительности жизни;

Задание:   Заполните схему №1( на отдельном листочке)

 

Критерии оценки: 3 балла за правильное составление схемы.

                                    2- балла за 1 ошибку.

                                   1- балл за 2 ошибки.

                                   0- баллов за три и более.

 

 

Заполнить схему, используя учебный материал, сравните с эталонным ответом  на доске.

За правильное

составление схемы  - 3  балла выставить в оценочный лист.

 

5

 

Экономический порог  вредоносности и способ подсчета  сорных растений

Цель: иметь представление об экономических  порогах вредоносности сорных растений  и  способе их подсчета;

Задание: пользуясь   таблицей вредоносности сорных растений на интерактивной доске и в учебнике стр 76  дайте ответ на следующий вопрос: 

1. От чего зависит порог вредоносности сорных растений?

2. Решите задачу:

Подсчет всех сорных растений проводился в посеве яровой пшеницы площадью 10 га,  при этом получены следующие  значения  

1. подсчет- 3 растения;

2.подсчет -5 растений;

3. подсчет -2 растения;

4. подсчет- 1 растение;

определите порог вредоносности сорных растений в посевах и дайте рекомендации по целесообразности проведения истребительных мероприятий (обработка гербицидами).

 

 

 

 

Ответы написать в тетрадь.

 

Работа с группой, проверка выполнения задания с места.

За правильный ответ на вопрос  - 1 балл.

При решении задачи пользуйтесь материалом учебника и таблицей на стр. 76. За правильное решение задачи  1 балл.

Баллы  выставить в оценочный лист.

6

 

Классификация способов борьбы с сорняками

Цель: иметь представление о способах борьбы с сорной растительностью в посевах культурных растений.

Задание 1 согласно таблицы изучите способы борьбы с сорной растительностью по учебному материалу №

таблица-Классификация способов борьбы с сорняками

Типы

Виды

1. Предупредительные

  • очистка посевного материала;
  • очистка тары;
  • правильное хранение навоза;
  • своевременная и правильная уборка урожая;
  • подготовка кормов.

2. Истребительные

  • механические;
  • химические;
  • биологические.

3.Специальные

  • организационные;
  • экологические;
  • фитоценотические;
  • комплексные.

Задание № 2 Дайте утвердительный или отрицательный ответ на следующие утверждения:

1. Истощение –это многократное подрезание сорняков рабочими органами культиваторов.

2. Удушение –это вытаскивание на поверхность корней сорняков рабочими органами культиваторов.

3. Довсходовое боронование - это боронование по всходам.

4. Очистка семенного материала, относится к физическим мерам борьбы с сорными растениями.

5.Химические  меры борьбы  не безопасны для окружающей среды.

6. Удобрения  увеличивают конкурентоспособность культурных растений.

7. Гербициды бывают только сплошного действия.

8.Выжигание поля после уборки урожая- относится к экологическим мерам борьбы  с сорной растительностью.

9.Картирование- это создание карт с нанесенными на них сведениями о количестве сорных растений и их плотности.

10. Приемы обработки почвы выравнивание, шлейфование  дают хороший эффект в борьбе с сорняками.

 

 

№ вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ответ (да или нет)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа с учебным материалом.

 

После изучения материала выполнить задание №2.

 

 

 

 

Работу выполнить в таблице.

 

Работа с группой, проверка выполнения задания с места.

 

 

Критерии оценки: 5 баллов-10-9 правильных ответов;                4 балла-8 правильных ответов;                 3 балла-7 правильных ответов;                 2 балла-6 ответов.

 

 

 

 

 

7

 

 

Подведение итогов урока.

  1. Оцените свою работу на уроке посчитав количество баллов.

Оценочный лист 

Фамилия, имя

1

2

3

4

5

6

итог

оценка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                       

 Критерии оценки:   20  баллов -5 оценка

                                   14  баллов  -4 оценка

                                    8   баллов -3 оценка

                                     3   балла -2 оценка

  2. Домашнее задание    стр. 140 – 146

 

 

Заполнить  на отдельном листке, сдать преподавателю.

 

                                                                                                        

 

  

Задание на интерактивной доске по теме: «Приемы обработки почвы»

 

Задание №1   Игровой момент :   «Черный ящик» (на интерактивной доске)

 

По нескольким  предложениям   угадайте, что спрятано в Черном ящике.

 (проверка правильности ответа  проводится удаление передней стороны черного ящика)

1. Это прием обработки почвы.

2. Он не является основным приемом обработки.

3. Этот прием  проводят до посева  культур,  после посева и  для  ухода

        за  отдельными  культурами.

4. Почву обрабатывают в основном  на глубину до 8  см.

5. Цель этого приема выровнять и разрыхлить поверхность почвы, уничтожить всходы сорных растений.

6. Когда этот прием проводят рано весной,  то его часто   называют       

     закрытием  влаги.

7.  Для проведение этого приема используют игольчатые, сетчатые и зубовые

     бороны.

 

 

Задание №2   Установите соответствие  (на интерактивной доске)

 

Переместите приемы обработки почвы в соответствии с их характеристикой, (проверка правильности ответа  проводится на слайде удаление невидимых прямоугольников).

 

Мелкая обработка

Обработка почвы на глубину до 8 см

Основная обработка

Обработка почвы на глубину от 8 до 16 см

Поверхностная обработка

Первая наиболее глубокая обработка почвы

 

 

 

 

Задание №3  Установите соответствие приемов обработки почвы  (на интерактивной доске)

1.Приемы обработки почвы уничтожающие сорные растения

 

2.Приемы  обработки почвы не воздействующие на сорные растения.

1.Чизелевание. Вспашка. Фрезерование. Безотвальная вспашка.

2. Прикатывание. Выравнивание. Культивация. Боронование. Шлейфование. Лущение. Дискование.

 

                                                                            

           

 

 

                                                                  

Задание на карточках по теме «Приемы обработки почвы»

Задание №4   (индивидуальное)

 

Установите соответствие  приемов обработки почвы.

 

Прием обработки почвы

Краткая характеристика приемов.

Буква

1

Боронование

Выравнивает поверхность почвы, улучшает контакт семян с почвой и ускоряет их прорастание.

А

2

Культивация

Прием часто применяют на вспаханных полях для разделки крупных глыб, а также для измельчения корневищ  сорных растений.

Б

3

Прикатывание

Цель этого приема выровнять и разрыхлить поверхность почвы, чтобы  предотвратить капиллярное испарение влаги, уничтожить сорняки в фазу ниточки.

В

4

Дискование

Прием обработки почвы  особенно необходим перед посевом, чтобы  создать выровненное  «плотное ложе» для семян культуры.

Во время вегетации на пропашных культурах прием используют для борьбы с сорняками.

Г

 

 

 

ОТВЕТ на задание:

 

 

Прием обработки почвы

1

2

3

4

Краткая характеристика приема

В

Г

А

Б

 

 

 

 

 

 

 

Задание № 2 Дайте утвердительный или отрицательный ответ на следующие утверждения:

1. Истощение –это многократное подрезание сорняков рабочими органами культиваторов.

2. Удушение –это вытаскивание на поверхность корней сорняков рабочими органами культиваторов.

3. Довсходовое боронование - это боронование по всходам.

4. Очистка семенного материала, относится к физическим мерам борьбы с сорными растениями.

5.Химические  меры борьбы  не безопасны для окружающей среды.

6. Удобрения  увеличивают конкурентоспособность культурных растений.

7. Гербициды бывают только сплошного действия.

8.Выжигание поля после уборки урожая- относится к экологическим мерам борьбы  с сорной растительностью.

9.Картирование- это создание карт с нанесенными на них сведениями о количестве сорных растений и их плотности.

10. Приемы обработки почвы выравнивание, шлейфование  дают хороший эффект в борьбе с сорняками.

 

 

             Ответ на задание:

 

№ вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ответ (да или нет)

да

нет

нет

нет

да

да

нет

нет

да

нет

 

 

 

 

Фамилия, имя обучающегося______________________________________

 

Рекомендации по заполнению оценочных листов.

Оценочный лист заполняется систематически после проверки выполнения заданий по каждому  Учебному элементу, в конце урока все баллы по всем элементам складываются и выводится итоговый балл.

     Критерии оценки по итоговому баллу:    ОЦЕНКА 5 -   20    баллов

                                                                                            4 -   14    баллов 

                                                                                            3  -   8     баллов

                                                                                            2-     3     балла

 

Оценочный лист 

Фамилия, имя

1

2

3

4

5

6       

итог

оценка