Кислер Ольга Владимировна

КГКП «Боровской профессионально-технический колледж»

Преподаватель химии-биологии

Вторая категория

 

Предмет: Биология

Курс:II

                 Тема: Мутационная изменчивость (Презентация СКАЧАТЬ)Слайд 1

Тип: изучение нового материала, и первичное закрепление.

Вид урока: лекция с элементами беседы

 

Мутационная изменчивость может носить разный характер, но в любом случае она затрагивает генотип особи и приводит к резким изменениям. Понимание её механизма позволит избавиться человечеству от целого ряда проблем. Данный урок раскрывает сущность понятия «изменчивость», специфику её форм и особенности изменчивости мутационной. Рассмотрены основные положения мутационной теории, понятия мутагенеза и мутагенов. В презентации представлена классификации и виды  мутационной изменчивости. Описаны особенности генных, хромосомных, внутрихромосомных, и геномных мутаций.

Цель: раскрыть сущность  мутационной изменчивости, формировать знаний  о генотипической наследственной изменчивости, формировать  умения объяснять  изменчивость  на основе цитологических и генетических знаний. Влияние экологических факторов окружающей среды на развитие организмов и в частности на жизнь человека(Слайд 2).

Ресурсы урока :  компьютер, мультимедийное оборудование, (видеоролик СКАЧАТЬ) «Мутации человека», презентация,  рабочие тетради, учебники.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Приветствие, доклад старосты о готовности и посещения группы. Психологический настрой студентов к уроку.

2.Актуализация знаний студентов.

Педагог: Прежде чем мы перейдем к  изучению новой темы, давайте вспомним  что изучает генетика  и проверим домашнее задание.

Далее, обучающимся предлагается устный  опрос  по терминам.

1.Что изучает генетика?  (изучает наследственность и  изменчивость, характерные для всех живых организмов.)

2. Что такое наследственность? Что означает  изменчивость? (наследственность -свойство (способность) живых организмов повторять в ряду поколений внешний облик, тип обмена веществ, особенности развития и другие признаки, характерные для каждого биологического вида. Изменчивость - это свойство живых организмов, которое заключается в том, что они могут существовать в различных вариантах в ходе своего индивидуального развития при половом или бессполовом  размножении) Обучающиеся  проверяют ответы с помощью интерактивной доски(Слайд 3).

3.Изучение нового материала.

Педагог вместе с обучающимися выдвигает проблему  урока: можно ли повлиять на возникновения мутаций? Можно ли повлиять проявление мутаций? (Слайд 4).На мультимедийной доске демонстрируется видеоролик «Мутации человека».После просмотра видеоролика обучающимся предлагается ответить на ряд вопросов: В чем причины мутации?( Мутации, возникающие под влиянием специальных воздействий ). Какие факторы могут повлиять на мутацию?(радиоактивные лучи, химические вещества). Так что же это такое ? мутация.

Педагог: Давайте дадим определение этому понятию (Слайд 5).Обучающиеся записывают определение в тетради. Термин дал в 1901 г. генетик Де Фриз. В результате обобщения своих наблюдений  в 1901 г. он  создал мутационную теорию, основные положения которой не утратили своего значения и по сей день. (Слайд 6).

Педагог: Мутации можно классифицировать. (Слайд 7).

 по месту их возникновения - они делятся на генеративные и соматические.

по влиянию на жизнеспособность особей на полезные, вредные и нейтральные

по типу аллельных взаимодействий - на доминантные и рецессивные.

Педагог: Основными видами мутаций являются: геномные, хромосомные и генные мутации. (Слайд 8)

Генные – замена ,выпадение .добавление нуклеотидов в ДНК.(Слайд 9)

Хромосомные (Слайд 10,11)

Гемофилия –«царская болезнь» наследственная болезнь, связанное с нарушением коагуляции(процесс свертывание крови);при этом возникает кровоизлияние  в суставы, в мышцы и внутренние органы, как спонтанные так и в результате травмы или хирургического вмешательства.

Геномные (Слайд 12)

Наследственные болезни(Слайд 13)

Педагог: Синдром Дауна – синдром трисомии 21, самой частой формы хромосомной патологии, встречающейся на каждые 750 здоровых человек.(Слайд14,15).

Педагог: По хромосомному набору синдром Дауна представлен простой трисомией (94 % случаев), транслокационной формой (4 %) или мозаицизмом (2 %).Педагог: Если мутации возникают в любых клетках тела, кроме гамет, их называют соматическими. (Слайд 16).Если мутировала клетка растения, из которой затем разовьется почка, а впоследствии — побег, то все клетки этого побега будут мутантными. Так, на кусте черной смородины может возникнуть ветка с белыми или красными ягодами. При вегетативном размножении — в данном случае черенком этого побега — новые свойства будут наблюдаться и у потомства. Таким образом можно вывести новый сорт смородины. Если соматическая мутация возникла на ранних стадиях индивидуального развития (онтогенеза), то из мутированной клетки может развиться большой участок ткани, все клетки которого будут мутантными. Такие особи называют мозаиками. Например, человек с глазами разного цвета является мозаикой. Но при половом размножении новый признак, появившийся в результате соматической мутации, потомству не передастся, так как в гаметах этой мутации нет.

Педагог: Давайте рассмотрим факторы, вызывающие мутации:
1.Физические (ультрафиолетовые лучи, радиоактивное излучение и т.д.); 
2.Химические (химические вещества — мутагены, на­пример, дым сигарет, алкоголь и др.); 
3.Биологические (например, вирусы)(Слайд 17).
Без мутаций не будет изменений,  значит - остановится эволюция. 
А если условия на земле будут меняться, то виды не смогут приспособиться к ним и вымрут(Слайд 18).

4.Объяснение нового материала заканчивается совместными выводами преподавателя и обучающихся и конспектируются в рабочих тетрадях:

-Мутационные исследования широко используется в эволюционной биологии для изучения происхождения рас и народностей.

-Геномные мутации хромосомные перестройки и генные мутации — причина многих наследственных заболеваний и врождённых уродств.

-Мутации  в одних условиях вредными или нейтральными, могут оказаться полезными в изменившихся условиях. Наибольшее значение для эволюции имеют генные мутации.

-Мутации – прекрасный материал для процесса эволюции.

-Мутации – создают материал  для работы селекционеров.

-Мутации, возникающие у людей – это источник несчастий, они приводят к гибели эмбрионов, появлению больного потомства и неизлечимых заболеваний(Слайд 19).

5.Закрепление: пройденной темы. Педагог: На мультимедийной доске через презентацию, обучающимся предлагается ответить на вопросы:

1. Особенности строения и жизнедеятельности любого организма определяют белки, входящие в состав клетки. Почему же считают, что формирование признаков организма происходит под воздействием генов? В чем проявляется связь между генами, белками и признаками организма?

2.К какой изменчивости относится  мутационная и комбинативная изменчивость

Ответы на вопросы на интерактивной доске (Слайд 20).

6.Рефлексия

Педагог: В начале урока мы поставили проблемный вопрос: Можем ли мы повлиять на мутацию? Обучающиеся отвечают на вопрос (да, необходимо знать свои особенности, знать- что может вызвать генетические нарушения).

Обучающимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу обучающегося на уроке по трем направлениям.

Урок

Я на уроке

Итог

Интересно

Скучно

Безразлично

Работал

Отдыхал

Помогал другим

Мне это пригодится в жизни

Узнал больше, чем знал

На уроке было, над чем подумать

7.Домашнее задание : учебник по общей биологии Косымбаева Т,Мухаметжанов К,  стр 202-205.Подготовить доклады на тему: «Закон гомологических рядов наследственной изменчивости»-опережающее задание. (Слайд 21).

Используемая литература:

1. Косымбаева Т,Мухаметжанов К,

 2. Т.Л. Богданова, Е.А. Солодова. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. 2006.

3. Г.М. Муртазик. Задачи и упражнения по общей биологии. М. Просвещение. 1972.

4. Т.Л. Богданова. Биология. Задания и упражнения. Пособие для поступающих в ВУЗы. М.: Высшая школа. 1991.

5 К. Вилли, В. Детье. Биология. Биологические процессы и законы. Издательство Мир. 1975.

6 От молекул до человека. М. Просвещение. 1973. С.Г. Момонтов. Биология. Дрофа. 1997.

7. Т.А. Хван, П.А. Хван. Основы экологии. Ростов на Дону. Феникс. 2001.