Мащенко Татьяна Петровна

 Боровской профессионально-технический колледж

преподаватель специальных дисциплин высшей категории

Тема: «Стиль руководства»

 

Цели урока:

•        Сформировать представление о стилях управления и факторах их формирования, закрепить понятия: власть и ее влияние, формы власти, средства влияния.

•        Способствовать развитию умений сравнивать, обобщать,  анализировать, выделять главное, умение чет­ко, кратко излагать мысли.

•        Воспитание умения слушать товарища, работать в коллективе.

Форма урока: Урок изучения нового материала.

Тип урока: комбинированный.

Методы: технология модульного обучения, работа в группе, уровневая дифференция.

МПС: история, литература.

Наглядность: слайды, произведение М. Горького «Фома Гордеев».

Оборудование: мультимедийное оборудование, комплект дидактических материалов, фломастеры, ватман.

Ход урока

  1. I.                                      Организационный момент.
  2. II.                Объяснение нового материала.

Слово учителя:Один из древнегреческих правителей, прослышав о том, что диктатор Сиракуз успешно правит городом, послал к нему на обучение своего сына. Узнав о цели визита, диктатор предложил юноше прогуляться. Во время прогулки он не проронил ни слова, а только сби­вал своим посохом все травинки, которые поднимались выше других. По возвращении во дворец диктатор заявил о том, что он всё рассказал и юноша может возвратиться к отцу. Так история донесла до нас один из первых стилей ру­ководства, применяемый порой и сегодня. Вопрос о том, как эффективно руководить, встал пе­ред человеком давно. Итак, тема нашего урока — «Стили управления и факторы их формирования».

Вопросы аудитории:

Что Вы хотите узнать по этому вопросу?

Для чего нам нужно изучать эту тему?

Где Вы сталкивались или столкнетесь со стилем руководства?

Запись основных вопросов занятия:

Понятие и характеристика основных стилей управ­ления.

Формирование стиля руководства.

Характеристика руководителя, умеющего влиять на людей.

Блиц-опрос (показ слайда с надписями)(Приложение 1): менеджмент, потребность, власть, Маслоу, менеджер, влияние, формы влияния, формы власти
Лекция

Кто заметил небольшую неточность в формулиров­ках? Стиль руководства и стиль управления. Как Вы счи­таете, это равноценные по смыслу понятия или нет?

Вспоминайте определения «менеджмент», «руководство». А что говорит о понятиях «менеджмент» и «управ­ление» классическая школа науки управления? Какой знак (больше, меньше или равно) ставят между этими по­нятиями?

Да. Правильно.

И мы будем отождествлять эти поня­тия, стиль руководства приравниваем к стилю управле­ния.

Итак, слово «стиль» греческого происхождения. Первоначально оно означало стержень для написания на восковой доске, а позднее употреблялось в значении «по­черк». Отсюда стиль руководства — почерк менеджера.

В разных источниках вы можете встретить разную трактовку и формулировку стиля руководства (управле­ния). Эти неточности связаны с тем, что вся литература по менеджменту переводная. Обращаемся к раздаточно­му материалу.

Карточка

Стиль руководства— относительно устойчивая система способов, методов и форм практической деятельности менеджера.

Стиль управленияманера и способ поведения менед­жера в процессе подготовки и реализации управленче­ских решений.

Суть одна, но первое определение дано с позиции тех­нологии деятельности, а второе — психологический аспект деятельности; суммируя всё это, мы получаем следую­щее определение:

Стиль руководстваустойчивая система способов, ме­тодов и форм практической деятельности менеджера, а также комплекс его индивидуальных черт, проявляю­щихся в отношениях с подчиненными.

Всем ли понятны эти определения? Переводя на обы­вательский язык, это методы управления людьми + лич­ностные характеристики управляющего и управляемого.

Стиль управления оказывает существенное влияние на эффективность организации производства и руковод­ства людьми.

Впервые вопрос о стилях руководства был рассмотрен Куртом Левиным (Приложение2) в 30-х годах 20-го века. Он выделил сти­ли: авторитарный, демократический, либеральный.

Объектом изучения Левина были 10-летние мальчи­ки, которых разделили на несколько групп. Каждая груп­па составляла команду, во главе которой стоял взрослый руководитель, исповедующий автократический (автори­тарный), демократический или либеральный стили руко­водства.

Прослушайте краткую характеристику стилей руко­водства (характеристики представлены в презентации 1):

1. Авторитарный стиль управления состоит в том, что вся полнота власти находится у руководителя, все реше­ния принимаются им единолично, не учитывая мнения подчиненных. В данном случае используется командный метод управления. Авторитарный стиль управления не­обходим в кризисной ситуации, когда решения должны приниматься быстро и быть четко скоординированными, что значительно  затруднено в условиях коллективной деятельности по разработке решений.

2.Демократический стильпредполагает делегирова­ние руководителем части своих полномочий подчинен­ным и принятие решений на коллегиальной основе. Он актуален при стабильной работе предприятия и стремле­нии к внедрению инноваций.

3.Либеральный стильпредставляет собой управление без участия руководителя. Работники предоставлены сами себе, приходится рассчитывать на их дисциплини­рованность.

Беседа по вопросам: Кто отдал предпочтение авторитарному стилю?

Кто отдал предпочтение демократическому стилю?

Кто отдал предпочтение либеральному стилю?

Кто не выбрал для себя стиль?

Группа делится на подгруппы: 1. Автократы. 2. Демо­краты. 3. Либералы. 4. Сомневающиеся.

Для объективной оценки работы каждого использует­ся оценочный лист.

Слайд оценки (Приложение 3): ум, сообразительность, активность, вы­движение идей, креативность, исполнительность.

Критерии оценки по пятибальной системе.

Каждой подгруппе дается по 10 секунд для назначе­ния руководителя группы, он же заполняет оценочный лист.

Слово учителя: Задача каждого — убедить, что ваш стиль лучше. Если представители сомневающихся перей­дут на вашу сторону или представители других групп по­меняют свое мнение, то вы победитель.

Убеждение и влияние строится на следующих задани­ях:

Задание 1.Внимательно изучить представленную ха­рактеристику Вашего стиля и записать 5 основных лич­ностных характеристик этого руководства.

Сомневающиеся изучают и пишут 5 характеристик руководителя, важных для них. Время выполнения — 5-6 минут. Представьте свои характеристики. Сомневающи­еся — сравнивайте.

Задание 2.На основе своих характеристик и раздаточ­ного материала (Приложение 4)  нарисовать портрет-шарж руководителя своего стиля и записать методы, которыми он руководит (на ваш взгляд).

Время выполнения 7 минут. Сомневающиеся рисуют своего руководителя. Представьте свои портреты и оз­вучьте методы.

Задание 3. Используя жесты, мимику, пантомиму, изобразите, как руководитель вашего стиля отдает распо­ряжение. Время — 1 минута.

Задание 4. Определить плюсы и минусы вашего стиля. Сомневающиеся пишут плюсы и минусы желаемого для них стиля. Время — 7 минут. Представьте свои характери­стики сомневающимся. Сравните.

Вопросы аудитории:Какой из представленных сти­лей Вам более близок? К какой группе Вам бы хотелось примкнуть? Переходите в эту группу.

Анализ образовавшихся групп:

Сколько человек в А. стиль? Аргумент.

Сколько человек в Д. стиль? Аргумент.

Сколько человек в Л. стиль? Аргумент.

В раздел «Примечание» поставьте по одной звезде за перешедшего к вам сомневающегося.

Работа по слайдам (портреты знаменитых людей)      

Максим ГОРЬКИЙ. (Приложение 5) «Фома Гордеев»: «...дело - зверь  живой и сильный, править им умеючи, взнуздывать надо  крепко, а то оно тебя одолеет.... Старайся стоять выше  дела... так поставить себя, чтоб всё оно у тебя под ногами, чтобы гвоздик в нем виден был тебе...».

Вопрос: Это какой стиль? (Авторитарный).

Адам СМИТ(Приложение 6) придерживался мнения, что для того, с чтобы поднять государство с самой низкой ступени варварства до высшей ступени благосостояния, нужны лишь мир, легкие налоги и терпимость в управлении; всё остальное сделает естественный ход вещей.

То есть А. Смит ратовал  _________(за либеральный стиль).

Слово учителя: В жизни трудно встретить представи­телей этих типов в чистом виде. Слишком сложна натура человека, чтобы его можно было подогнать под опреде­ленную мерку. Однако каждый руководитель тяготеет к тому или иному стилю работы. Оптимальным сам по себе в не может быть ни один из основных или даже промежуточных стилей руководства.

Вывод: Стиль работы должен быть динамичным, ме­няющимся в зависимости от ситуаций и объектов руко­водства (либеральный — искусство, авторитарный — ар­мия). Поэтому умение руководить - умение владеть разными стилями, менять стили руководства, вырабатывать  индивидуальный стиль. Эффективным руководителем считается тот менеджер, который способен определить и принять тип руководства, наиболее полно отвечающий политике компании, ее общим задачам, традиционному стилю и ценностям, масштабу, структуре и методам ра­боты.

Письменная работа.Законспектировать:

Определения из раздаточного материала.

Личностные качества, характеристики стилей со слайдов.

Таблицу стилей из раздаточного материала.

Вывод из раздаточного материала.

III.     Закрепление нового материала.
Фронтальный опрос (вопросы на слайде):

Стиль руководства и стиль управления?

Кто выделил основные стили управления?

Какие стили были выделены?

Какой стиль наиболее актуален?

Каким стилем руководства вы будете пользоваться в вашей дальнейшей деятельности (+ специфика вашего предприятия).

IV.     Подведение итогов урока.

Оценки выставляются по оценочному листу.

Слово учителя: Мне понравилось, как вы сегодня работали. Вы проявили индивидуальность, креативность (модное слово), масштабно мыслили. Нарисуйте смайлик — отношение к уроку на «Заборе эмоций».

V.      Домашнее задание. В.Н.Гентинг «Основы рыночной экономики» стр.70-74

VI. Используемые источники

1.В.Н.Гентинг «Основы рыночной экономики»

2.Н.И.Рахимжанова, Е.Б.Попкова, Т.П.Стекольникова «Основы рыночной экономики»

3.И.А.Леонтьева «Основы маркетинга и менеджмента»