Карплюк Любовь Федоровна

КГКП «Боровской профессионально-технический колледж»

Преподаватель русского языка и литературы

Высшая категория

Предмет: Литература

Курс:I

Тема: Острота конфликта в драме «Гроза». Обличение «самодурства», грубой силы и невежества.                                            

Тип: углубление и систематизация знаний.

Вид урока: урок-шоу.

       В ходе урока совершенствуется умение анализировать драматическое произведение. Студенты определяют структурные элементы композиции драмы, анализируют основные этапы жизни Катерины, которые и привели ее к самоубийству, ищут ответ на проблемный вопрос. Результатом урока станет написание эссе, в котором учащиеся поразмышляют не только о жизни героини художественного произведения, но и о причинах самоубийств в целом.

Цель: ответить на проблемный вопрос: «Смерть Катерины Кабановой- это ее победа над «темным царством» или поражение?»

Ресурсы урока :  компьютер, мультимедийное оборудование, презентация (СКАЧАТЬ), отрывки телеспектакля,

Ход урока.

1.Организационный момент.

Приветствие, доклад старосты о готовности и посещения группы. Психологический настрой студентов к уроку.

2.Актуализация знаний студентов.

1.Фронтальный опрос в форме игры  «Аукцион» («Кто лучше?») (Приложение 1)

2. Подведение итогов игры.

ІІІ.    Объяснение нового материала. (сопровождается показом презентации)

А теперь мы перейдем к новой теме урока «Острота конфликта в драме «Гроза». Обличение «самодурства», грубой силы и невежества.». (слайд 1)

Конфликт. Что означает это слово?

Новую тему попробуем провести в форме известной передачи «Пусть говорят». Пусть сегодня на уроке говорят сами герои драмы, и помогут нам разобраться, между кем возник конфликт? В чем его острота? Кто виновен в гибели Катерины? Итак в эфире телепередача «Пусть говорят» и с вами я, ваш преподаватель литературы, Карплюк Л.Ф. Эпиграфом урока мы взяли слова «Бойся равнодушных... именно с их молчаливого согласия совершаются на земле предательства и убийства».  К этим словам мы обратимся с вами в конце урока. Обратите на них внимание. (слайд 2)

  Мы будем говорить о невыдуманных историях, а в частности, о самоубийстве Катерины Кабановой, произошедшем в городе Калинове. Молодая женщина, выйдя замуж, попадает под деспотизм свекрови. Муж сам боится властолюбивой матушки и не может защитить жену. Катерина полюбила Бориса и втайне с ним встречается. Но Борис не может тоже защитить свою возлюбленную и не может взять ее с собой. Он уезжает, а Катерина от отчаяния бросается в омут.  Как же это произошло? Кто подтолкнул к омуту молодую, полную жизни женщину. Попробуем разобраться.

К нам пришел Кулигин, мещанин, часовщик-самоучка. (слайд3).Скажите,  вы сказали как-то, что в вашем городе жестокие нравы. Почему? В чем это проявлялось?

Кулигин:     В этом городе основа взаимоотношений людей – материальная зависимость. Здесь деньги решают все, а власть принадлежит тем, у кого больше капитала. Нажива и обогащение становятся целью и смыслом жизни большинства города Калинова. Из-за денег они ссорятся между собой и вредят друг другу: «Я уж потрачусь, да и ему станет в копеечку». Даже я осознаю власть денег, мечтаю о миллионе, чтобы на равных разговаривать с богачами. 
  Преподаватель:   Итак, деньги в Калинове дают власть. Перед богачами робеют все, поэтому их жестокости и самодурству нет предела. Дикой и Кабаниха  самые богатые люди города. Как же они относятся ко всем их окружающим людям?

Кулигин: О, они угнетают не только своих работников, но и родных. Беспрекословное подчинение старшим, по их мнению, является основой семейной жизни, а все, что творится внутри дома, кроме семьи не должно никого касаться. 
    Самодурство «хозяев жизни» проявляется по-разному. Дикой открыто груб и бесцеремонен, жить не может без ругани и брани. Человек для него – червяк: «Захочу – помилую, захочу – раздавлю». Он обогащается, разоряя наемных рабочих, причем сам не считает это преступлением. «Не доплачу я им по какой-нибудь копейке с человека, а у меня из этого тысячи составляются», – хвастливо говорит он городничему, который сам находится от него в зависимости. Кабаниха же скрывает свою истинную суть под маской праведности, при этом изводит придирками и упреками и своих детей, и невестку. Одним словом, «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем». 

Преподаватель: Так ли это? Давайте спросим у самого Дикого.  (слайд 4)

Преподаватель.: Вы слышали, очевидно, в чем вас обвиняют. Так ли это?

Дикой: Бред дикий! Кто их угнетает. Не путайся они у меня под ногами я бы и слова им не сказал. Вот возьми племянника Бориса. Я ему говорю, где бы я ни шел, он тут как тут. Займись делом, говорю, а он мне дерзит.

Преподаватель: Так ли это? Внимание на экран. (фрагмент фильма)

Так почему же вы набросились на Бориса. Ведь он вам племянник.

Дикой: А какой там племянник. Если он меня будет почитать, я ему должен буду и его сестре дать какой-нибудь капитал, так бабка завещала. А я не дам ничего. У меня свои дети есть.

Ведущий: Никто лучше не скажет о герое, чем он сам о себе. Как Дикой разоблачает сам себя?

Дикой: ( из пьесы отрывок читают по ролям)

Ведущий: Кто по-вашему заслуживает уважения в вашем городе- Калинове?

Дикой: Конечно сударыня Кабанова. Одна она меня понять может, одна она «меня разговорить может».

Ведущий: В чем же она вас «разговорить» могла? Может потому что сродни духовной с вами была? К нам на ток-шоу пришла Варвара-дочь ее. После самоубийства Катерины, она сбежала с женихом. Но согласилась прийти к нам.

(выходит Варвара) .Скажите, вы тесно общались с Катериной, вы догадались о ее чувствах, сами устроили свидание Катерины с Борисом. Что вы нам скажите о Катерине.  Какие у Вас были отношения с покойной?

Варя: Очень близкие. Я была в курсе всех ее дел, она советовалась со мной.

Преподаватель:Что вы можете сказать о личности погибшей?

Варя: Странная она была! Не похожа на других. Уж очень совестливая. Врать не умела, потому и мужу и свекрови всё рассказывала. В бога очень верила и решительная была. Как-то в детстве ее обидели чем-то, она и убежала на Волгу, села в лодку и всю ночь «каталась». На следующий день верст за десять нашли. Я ее все с птицей сравнивала — с такой большой белой птицей. Как-то она сказала мне: «От чего люди не летают так, как птицы: Знаешь, мне иногда кажется, что я птица... Вот так бы разбежалась и полетела». Но вольная птица попала в железную клетку. И билась, и тосковала, пока не освободилась. Теперь ее душа свободна.

Преподаватель: Как Вы думаете, мог бы быть для Кати другой выход?

Варвара: Я думаю, что да! Промолчала бы, хотя с ее характером не избежать ей было смерти. Вот ее слова: «Коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь».

Преподаватель: Спасибо.

Кулигин: Я же вам говорил: «Жестокие нравы царят в нашем городе, жестокие! Стяжательство, зависть, духовное обеднение прочно укоренилось здесь. В мещанстве вы ничего грубости да бедности, нагольной не увидите. Вот какой у нас городишко! У всех ворота заперты и собаки спущены. И не от воров они запираются, а чтоб люди не ведали, как они своих домашних едят поедом да семью тиранят. И что слёз льется за этими запорами, невидимых и неслышимых! И что за этими запорами разврата темного да пьянства! И все шито и крыто — никто ничего не видит и не знает, видит только один Бог! А у потерпевшей характер был свободолюбивый, независимый, вот и не вытерпела она. Просьба учесть эти обстоятельства в ходе расследования».

Дикой: Что это вы тут сидите рядите? Кто позволил? Кто волю давал? Я в городе голова, у меня деньги, я и судья! Захочу — помилую, захочу — раздавлю. А Кулигин этот ваш — грубиян. Державиным каким-то шантажировал. Да за это его к городничему! А то и в Сибирь. Всех в Сибирь! Ишь ты, демократию развели! А Кабаниха — кума моя. Не тронь!

Преподаватель: Муж, говорят,  и жена- одна сатана. Давайте послушаем Тихона-мужа Катерины. (выходит Тихон). Пытались ли вы защищать от нападок своей матери жену?

Тихон: Да заездили они меня совсем, не чаял вырваться. До защиты ли мне?

Преподаватель:  Значит, нет. Что вы ответили жене, когда она умоляла вас взять ее в поездку?

Тихон: «Ты ещё навязываешься»

Преподаватель: Чем вы занимались в отъезде?

Тихон: Всю дорогу гулял и в Москве гулял, так «чтобы уж на целый год отгуляться! Ни разу про дом-то и не вспомнил».

Преподаватель: Что такое «гулял»?

Тихон: Да пил, конечно!

Следователь: Что вы ответили Кулигину, когда он советовал вам простить жену?

Тихон: «Да пойми ты, Кулигин, я то бы ничего, а маменька-то, разве с ней сговоришься? Где уж мне своей волей жить!»

Преподаватель:  Били ли вы свою жену?

Тихон: По приезде побил немного, да и то маменька приказала.

Преподаватель:  Итак, Тихон Кабанов, вы  не были опорой для жены. Это бесхарактерный человек, пьяница, во всем слушался маменьку. Могла ли Катерина любить такого человека? Она старалась изо всех сил, но сам Тихон оттолкнул ее. И это послужило одной из причин гибели молодой женщины.

 Преподаватель: Всю жизнь существует конфликт детей и отцов, снох и свекровок. Свекровь Марфа Игнатьевна Кабанова согласилась приехать на нашу передачу. Марфа Игнатьевна, почему Вы старались унизить Катерину при людях?

Кабанова: Чтоб не зазнавалась. Я люблю, чтобы все мне в доме подчинялись, боялись. А молодые много воли взяли, старых порядков не знают совсем, старших не почитают.

Преподаватель:  Почему Вы постоянно донимали ее бранью, упреками?

Кабанова: За непослушание, непочтительность. Гордая она была больно, независимая. А я хозяйка дома —  все мне должны повиноваться. Мои деньги — и воля, и законы мои.

Преподаватель: Почему Вы не пустили сына вытаскивать Катерину?

Кабанова: Вот еще! Из-за нее да себя губить, стоит ли она этого. Сказала только: «Прокляну, по миру пойдешь, вытащат: взглянешь».

Преподаватель: И он безвольный человек, конечно же Вас послушался. А что же любимый человек Борис. Где же был он? Почему, как Кулигин не сбежал со своей любимой, не встал на ее защиту? 

(Выходит  Борис.)

 Преподаватель  (Борису):Мы знаем, что Катерина имела с Вами тайную связь. Что Вы можете сказать о Ваших отношениях с Катериной Кабановой?

Борис: Я любил Катю. Мы встречались с ней всего десять деньков, когда Тихон Иванович уехал в Москву по делам маменьки. Потом всё кончилось.

Преподаватель: Кто дал Вам знать об отъезде мужа Катерины?

Борис: Варвара Ивановна, она всё и устроила.

Преподаватель: Что Вам сказала Катя, когда Вы впервые встретились?

Борис: Ведь я замужем, ведь мне с мужем жить до гробовой доски.

Преподаватель: Катя просила Вас взять ее с собой в Сибирь. Почему Вы ей отказали?

Борис: Не по своей воле я в Сибирь-то ехал: дядя посылал.

Преподаватель: Таким образом, получается, что Вы бросили свою возлюбленную на произвол судьбы. Итак, господа, еще одна причина гибели Катерины — это трусость, безволие ее возлюбленного.

А теперь послушаем мнение критиков, присутствующих в студии. (Слайд 7) У нас присутствует Критик Добролюбов. Ваше мнение по данному случаю. (приложение 3).

Преподаватель: Как присутствующие студенты смотрят на этот вопрос? (приложение 4)

Преподаватель: Предложим слово еще одному из присутствующих гостей. (Слайд 8) (приложение 5)

Преподаватель: Хочу закончить свое выступление, обратившись к эпиграфу урока. (Слайд 2)«Бойся равнодушных... именно с их молчаливого согласия совершаются на земле предательства и убийства». На этот раз с их согласия, в результате их бездействия произошло самоубийство. Погиб человек, который не поддался насилию и угнетению. Гибель Катерины- это протест, пусть он слаб, но «темное царство» уже не так всемогуще. Островский показал слабых людей, которые не смогли бороться за свою судьбу, а значит, не достойны лучшей жизни.

«Раз в борьбу не вступил с подлецом, палачом, значит, в жизни ты был ни при чем, ни при чем» (В.Высоцкий). А быть в жизни ни при чем — это страшно.

 IV.   Закрепление: (Слайд 9)

Работа с группой: (Приложение 2)

V.  Оценить ответы.

VI    Домашнее задание: 

Написать эссе на тему «Бойся равнодушных»