ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ГЛАВНОЕ УСЛОВИЕ САМОУПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА С ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ

 

Кемпф Н.А., педагог – психолог, КГКП «Боровской профессионально – технический колледж» Управления образования акимата Костанайской области

 

Данная статья предлагает ориентиры для развития профессионального становления личности будущего специалиста.   

Основные понятия в статье: самоуправление, личность, характер, профессиональное становление и саморазвитие.

Говоря о термине самоуправление, то можно говорить, как об одном человеке, так  и о коллективе в целом. Личность самостоятельная – это личность, которая в состоянии действовать по собственному усмотрению. Самостоятельный коллектив – это группа людей, которые  самостоятельно  управляют собственными делами. Отношение между самоуправлением группы и самоуправлением отдельной личности вывести сложно, поскольку, между коллективным решением и решением отдельного студента этого коллектива неизбежно возникают различия. Самостоятельная личность неразрывно связана с концепциями свободы. Например, чтобы идти самостоятельно выбранным путем, нам может понадобиться доступ к определенным ресурсам, которыми мы в настоящее время можем и не располагать. В случае предоставления нам этих ресурсов наша свобода, и  самостоятельность укрепятся. Эта проблема, помимо всего прочего, связана с представлениями о складе характера личности. Например, существует такое утверждение, что нельзя считать человека самоуправляющейся личностью,  если нашими действиями движут мощные страхи, которые мы можем контролировать не больше, чем если бы наши действия определялись внешними обстоятельствами, лежащими за пределами нашего сознания.

По моим наблюдениям изучая личность студента и ее формирования в будущем можно проследить атрибуты становления личности – это сознание, самосознание, потребности и мотивы в учении, мировоззрение, интересы, способности, характер. Личность, как целое – результат психических свойств и процессов – стоит над этими психическими элементами, оказывает влияние на каждый из них и на все вместе. Личность будущего специалиста – это с природно – биологическими и приобретенными социально – обусловленными качествами. Все студенты способны к восприятию окружающего, к запоминанию, мышлению, эмоциям. Но нет студентов абсолютно одинаковых. Различие студентов определяется с одной стороны разными генотипическими свойствами, с другой – влиянием среды, условий жизни, судьбы каждого человека. Человек достигает определенного уровня развития, становится сознательным существом. Благодаря самосознанию студент выделяет себя из окружающей среды и понимает, что он живет и действует, что это его труд, его мысли. Самосознание, самоотражение, рефлексия помогают человеку выработать определенное отношение к самому себе. Самосознание дает студенту возможность регулировать свое поведение и планировать свою деятельность. Свое значение в становлении личности и в жизни человека имеет и бессознательная деятельность. Например, когда студент учиться танцевать, он мобилизует свое сознание на то, чтобы делать правильные движения, контролирует  их. Научившись, он совершает их бессознательно, внимание его во время танца может быть направленным на интересный разговор, наблюдение за другими танцующими и т.п., так и происходит  в самоуправлении личности студента. Но бывает и обратная сторона бессознательного развития личностных качеств студента. Например, бывает так, что после вечерних занятий студент ложиться спать с чувством, что прочитанное в учебнике им не усвоено, осталось непонятным. Утром, просматривая учебник на ходу, он неожиданно обнаруживает, что знания «уложились» у него в голове. Как сказал К. Маркс – «Человек смотрится в другого человека, как в зеркало…». Но  в каждом обществе поведение будущего специалиста регулируется нормами. Каждый специалист должен определить круг своих обязанностей и выполнить определенные требования в соответствии с той ролью, которую он взял на себя, своей социальной ролью. Самоуправляющие студенты могут быть чуткими и черствыми, гуманными и жестокими, правдивыми  и лживыми, трудолюбивыми и ленивыми, самокритичными и самоуверенными, высокомерными и скромными, застенчивыми и общительными.                             В характере будущего специалиста должны сказываться: 1) волевые свойства личности такие, как самостоятельность, решительность; 2) эмоциональные: отзывчивость, доброта; 3) мышление и память: одни отличаются живым, простым и непосредственным умом,  другие склонны к абстрактным рассуждениям, мудрые. Например, проводя тренинг со студентами первого курса на определение уровня общения, можно выделить культуру их общения, в ходе которого определяются основные стадии общения будущих специалистов: 1) привлечение внимания окружающих, т.е в лексике использовались простые слова, примеры из жизни, странность, неожиданный вопрос. 2) поиск совместимости собеседников по объему общения, по настроению, по позициям. 3) обмен фактами и их оценка, поиск общей совпадающей точки зрения. 4) в проблемной ситуации, столкновение мнений. 5) принятие решений.   

Таким образом характер специалиста определяется и эмоционально – волевой и интеллектуальной сферой. Характеристика людей – очень трудное дело. Для того, чтобы улавливать особенности каждого студента, многообразие его душевных проявлений, нужно самому быть достаточно тонким человеком, много знать, иметь желание и привычку наблюдать. Нужно читать художественную литературу, в которой много прекрасных описаний людей, обдумывать эти описания. Чем беднее в духовном отношении человек, тем меньше он может сказать о другом человеке, тем более одинаковыми кажутся ему люди, тем больше он склонен ограничиваться определениями «хороший характер» для людей, ему приятных или просто уживчивых и «плохой характер» для людей, которые его не устраивают.

Для формирования «самоуправленческой» личности необходимы способности, для развития профессиональных навыков. Успешное осуществление деятельности зависит от определенного сочетания качеств личности. Способности связанны с положительным отношением к деятельности, активностью, интересом, склонностью заниматься ею, переходящую в страстную увлеченность и в жизненную потребность[8,51]. Интересы и склонность не всегда совпадают. Можно интересоваться, но не иметь склонности. Интересы и склонности обычно развиваются в единстве с развитием способности к деятельности.  Например, интерес и склонности к кулинарным изыскам заставляют обучающихся заниматься приготовлением и украшением различных блюд и развивать воображение. Для успеха деятельности, кроме способностей, необходимы такие черты характера, как трудолюбие, организованность, саморазвитие, целеустремленность. Особую роль для развития будущего специалиста играют творческие кружки. Необходимо развивать, глубокий, устойчивый интерес к тому или иному делу. Цели должны всегда немного превосходить индивидуальные возможности. Например, для того чтобы проверить способности студентов к профессиональному развитию, мы применяем диагностику способностей студента, пример упражнения «Исследовательская работа со словами», «связующее слово» и тд.  Можно отметить некоторые общие условия формирования способностей «самоуправляющейся» личности: Первое – воспитание активных черт личности, трудолюбия, инициативности, настойчивости, таланта. Второе – правильное сочетание обучения с производительным трудом. 

Самоуправление понимается Н.М. Пейсаховым как способность личности прогнозировать будущие результаты, ставить перед собой дальние цели, самостоятельно планировать свои поступки и действия, выдвигать критерии оценки качества, извлекать необходимую информацию о ходе процесса управления и вносить в него поправки [2,21].

В заключении хочется отметить: чтобы самоуправление было частицей богатой духовной жизни, которая содействовала бы развитию личности, обогащению его ума, нужна бьющая ключом интеллектуальная жизнь, каждого специалиста.      

Профессиональное становление и саморазвитие в дальнейшем должно являться для студентов поиском своего призвания в будущем. «Я и Другой», «Я и Я» - такие отношения постоянно присутствуют в образовательном процессе. Если личность не сознает эти «Я» в самом себе, то возникают неосознанные, действия. Мы все являемся носителями «пакета» мыслей, мотивов, ценностей, убеждений, организующих принципов, способа мышления. Представление о себе, таким образом является главным аспектом в самоуправленческой деятельности будущего специалиста.  

Список литературы

1.  Антипенко Л. В. Студенческое самоуправление и социализация личности обучающихся. - М.: 2010. № 1, 3–7 с.             

2.  Волоткевич Т. Н. Самоуправление студентов как фактор организации воспитательной работы в вузе./ Красноярск, 2005. - 21 с.               

3. Гаськов В. М. Управление профессиональным обучением и подготовкой. /Москва, 2000. - 386 с.               

4. Деев Е. Е. Развитие начального профессионального образования в России. - М.: 2007. - 237 с.                   

5. Смирнов И. П. Теория профессионального образования. - М.: 2006. - 320 с.             

6.   Шаронин Ю. В. Роль общественно-государственного управления в системе среднего профессионального образования. / Москва, 2004. № 2, 6–10 с.

7. Сурикова Я. А. Студенческое самоуправление как фактор профессионального становления личности специалиста /Москва, 2015. №22,  908-911 с.

8. Боровик Т. Психология. Методические рекомендации / Астана – 2009. 98-108с.