АСПЕКТЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ

Ахметова Б.К., преподаватель казахского языка и литературы,

КГКП «Боровской профессионально-технический колледж»

Управления образования акимата Костанайской области

 

Для того что бы процесс обучения был интересен для студентов каждый преподаватель стремится творчески разнообразить свои уроки. В современных реалиях действительно трудно чем то удивить, а тем более заинтересовать обучающихся. Но постоянная работа в этом направлении, поиск новых технологий и новых идей не только делает уроки интересными, но и дает педагогу личный профессиональный рост,  мотивирует и стимулирует его для постоянного творческого и научного поиска.

Первый и не сомненно важный этап урока – организационный. От правильно организованного начала урока зависит эмоциональный настрой на весь урок и возможно на период изучения дисциплины. Именно в начале уроке студенты максимально собраны и сконцентрированы, обращают особое внимание на каждое слово преподавателя. Поэтому очень важно с первых минут заинтересовать студента, организовать увлекательную, провоцирующую к исследованию, мотивирующую атмосферу формирующую познавательный интерес.

На своих уроках казахского языка и литературы я применяю различные методы и приёмы в планировании организационного этапа урока:

1. Для создания благоприятной атмосферы использую: 
а) стихотворной формы для создания взаимной доброжелательной атмосферы
 -Күн шығады әнімен. 
- Қайырлы күн! 
- Теңізде толқын толқиды. 
- Қайырлы күн! 
- Көтерілді ақ бидай. 
- Құстар самғап ән салды. 
- Балаларым, айтыңдаршы? 
- Қайырлы күн! 
- Қайырлы күн көк аспан! 
- Қайырлы күн жер ана! 
- Қайырлы күн достарым!
(Выделенные синим цветом слова произносят студенты, черным цветом произношу я, а красным цветом все вместе.) С помощью данного диалога достигается сплоченность коллектива, психологическое расслабление

б)Так же очень нравится обучающимся метод «приятные пожелания» 
Обучающиеся  пишут пожелания на листочках, красочно оформляют их и дарят соседу по парте.
2. Иногда начинаю урок с афоризма, пословицы, поговорки, ребуса или кроссворда по теме. Обязательно готовлю красиво написанные слова на доске или распечатанные и оформленные в виде стенда.
3.Целесообразным считаю проводить фонетическую разминку в начале урока. 
а) На специальных карточках показываю специфические буквы казахского языка. А студенты приводит примеры слов, где можно применить эту букву. Это помогает не только запоминать обозначение слов, но и развивает зрительную память и грамотность.

4.Метод  «Мозговая атака». 
Задаю всем задание: прочитать текст по новой теме урока. Несколько студентов готовятся отвечать, остальная группа готовит для них вопросы. За самые интересные и необычные вопросы ставлю дополнительные оценки. Этот метод учит самостоятельности в получении знаний; грамотному составлению вопросов; помогает развить уверенность в себе. Развивает память и умение вести диалог и искать аргументы.

Являясь преподавателем казахского языка и литературы считаю своей основной миссией, по мимо обучения грамотности и чистописанию, обучить студентов говорить на языке, совершенствовать их коммуникативные навыки.

Игровые методы всегда интересны и с большим энтузиазмом встречаются обучающимися. Я использую такие из них как: «Ыстық орындық», «Блум таксономиясы», «Балық сүйегі».

Походу игры легко и просто осваивается учебный материал, мобилизуются креативные силы обучающихся.

Цель учебной игры - освоение обучающимися  конкретных знаний навыков и применение их на практике. Игра имеет своеобразные формы и методы обучения. 

Одна из любимых игр используемых мной - "Не жоқ "(Чего нету). Очень эффективна для запоминания правописания.

Суть в следующем:

Заранее мною подготавливается около 12 карточек, на одной стороне изображены предметы по определенным темам, на другой стороне написаны названия этих предметов на казахском языке. В начале раскладываем карточки названиями предметов сверху. 

Приглашаются 6 студентов. Перед началом игры четко и внятно читаю и перевожу слова. Далее читаем всей группой, а потом и по цепочке.

Один из студентов закрывает глаза, а второй игрок убирает одну из карточек, и все спрашивают " не жоқ?" Студент старается угадать, какое слово убрали. 

В следующем этапе игры карточки переворачиваются  и теперь игроки уже по изображениям предметов должны вспомнить и произнести слова. И прежде чем игрок ответит на вопрос чего нету, студенты хором говорят :"Дәптер бар, кітап бар в этот момент студенты непроизвольно запоминают слова. Со временем вопросы усложняются.

В эту игру так же можно включить элемент соревнования.

На уроках языка эффективно применение аудио и видеозаписи. При их помощи студенты слышат подлинную речь. Это является образцом для подражания, оказывает хорошее влияние на произношение, а так же формирует важное умение понимать речь на слух.

Например, при  подготовки урока по теме «Менің болашақ мамандығым» одному из студентов даю опережающее домашнее задание. Студент готовит материал и презентует его перед группой. Во время таких презентаций студенты учатся произношению звуков, выступлению перед аудиторией.

По мимо представленных методов использую и такие методы и приемы обучения как: проблемная ситуация, построение кластеров, диаграмм, составление таблиц, подготовка презентаций, задания на соотнесение, игровые элементы, живые вопросы, И обязательно использую средства обучения - ноутбук, интерактивная доска.

Считаю эффективным использование на уроках работу в парах, в группах и ролевые игры. Студентам нравится работать в группах и парах, это повышает качество знаний, развивает творческое начало, учит вести диалог, слушать товарищей, не отвлекаться.

Стараюсь иногда  сама формировать пары, например сильный и слабый студент. Что так же учит дополнительному взаимодействию.

При работе в группах я внимательно слежу за поведением каждого студента, стараюсь вовлечь всех в работу, в процесс усвоения материала. Работа в группах помогает мне  на моих  уроках казахского языка поддерживать высокую мотивацию  обучающихся, что способствует развитию критического  мышления, а также прочное усвоение учебного материала.

Работа в группах дает определенную эффективность, например я стала замечать, что слабые студенты начали высказываться, перестали бояться отвечать, говорить и спрашивать.  Повысилась активность среди студентов с низкой мотивацией и уровнем знаний. При такой форме обучения задевается еще и воспитательный аспект. Студенты учатся работать вместе, сплачиваются друг с другом.

Важный момент на моих уроках -  диалог.  Диалог является основой навыка говорения. При планировании своих уроков я подготавливаю ситуативные карточки задания и предлагаю студентам побыть в той или иной роли. Где имеется возможность ярко выразить свои мысли с помощью грамматики, лексики и фонетики казахского языка.

Например, на уроке «Қазақ халқы — қонақжай» мы со студентами отрабатываем лексические единицы темы «гостеприимство». Студенты готовят инсценировку где в полной мере стараются отразить свои мысли, идеи и альтернативные решения. Все это так же помогает сплотить коллектив и научиться работать на взаимовыручку и лучше понимать друг друга.

В беседах со студентами для активизации мыслительной деятельности и развития мышления необходимо выстраивать логические цепочки что помогает большему усвоению устного материала и развивает разговорную речь. Например: на одном из уроков по теме «Киіз үй» («Юрта») перед началом работы я задаю вопрос: «Как строят дом?». Студенты  строят словесную логическую цепочку: сначала выкладывают фундамент, затем воздвигают стены, потом крышу и т. д. Затем следует вопрос: «Как устанавливают юрту?». Студенты  выдвигают различные идеи, выстраивают стратегию установки юрты. Когда верный алгоритм найден, студенты  без особого труда выполняют задание на построение текста целиком. Студенты общаются между собой в группе, взаимодействуют, ищут пути решения проблемы. В итоге удается добиться выполнения задания всеми студентами.

Так же важным моментом на уроке является рефлексия. Я провожу ее использую методы: «Ашық микрофон», «Бағдаршам», «Бес саусақ».  Задаю несколько вопросов по теме или прошу выявить главные моменты урока. Наблюдаю за степенью понимания и усвоения.

Ролевые игры так же являются одной из любимых и часто используемых форм.  Использование игры помогает обучающимся развивать различные навыки, речь и мышление. Ролевые игры нравятся студентам, т.к. я стараюсь связывать игровые ситуации с реальной жизнью. Например, тема урока «Қазақ дастарқаны» — каждая группа должна представить рецепт своего блюда. Это требует изучения новых слов, так же определенной доли артистизма, эффективной и слаженной работы в группе. В итоге на таких уроках разыгрывается целое кулинарное шоу!

Можно сделать вывод: наиболее эффективные формы диалогового обучения - групповая работа, работа в парах, ролевая игра. Чтобы добиться хорошего результата, студентам надо активно обсуждать, анализировать, делать выводы, и всю эту работу провести в определенное время. То есть, активное взаимодействие через диалог помогает студентам усвоить тему более простыми методами.

Коммуникативные навыки так же формируются именно при диалогической речи. Помимо этого наблюдается воспитательный аспект, студенты учатся взаимоуважению, взаимообогащению, сопереживанию, сотворчеству.

С психологической точки зрения развиваются лидерские качества и умение отстоять свою точку зрения на изучаемом языке. Так же диалог учит аргументировать свои идеи, вести спор, спокойно доказывать свою точку зрения, слушать и слышать оппонента.

При таком обучении студент имеет возможность оперировать фразеологическими оборотами, вникнуть в специфику языка, провести параллель со своим родным языком, что так же повышает эффективность обучения.