СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ, КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА

В целом, развитие студенческого самоуправления, как фактора профессионального становления личности специалиста, позволяет:

- повысить  ценность и престиж воспитательной деятельности колледжа и востребованность ее результатов;

- создать внутреннюю мотивацию участия в воспитательных мероприятиях у студентов, преподавателей, мастеров производственного обучения, родителей;

-  стимулировать потребность студентов в самореализации и саморазвитии, что  вызовет у них чувство патриотизма, гордости за колледж.

Организация самоуправления в колледже  направлена на разностороннее развитие личности студентов, формирование и развитие у них профессиональных компетенций и профессионально значимых личностных качеств, что является одной из важнейших задач современного образовательного учреждения  профессионального образования.              Формирование и развитие у студентов направленности на профессиональный успех и творческой устремленности, поддержка социальной активности студентов, создание атмосферы  для самореализации и развития профессионально важных личностных качеств, требует системной и комплексной работы, охватывающей всех субъектов образовательного процесса и выражающейся в организации особой среды, помогающей студенту овладеть необходимыми компетенциями, повысить «потенциал к трудоустройству», активно включиться в социальную практику и развивать устойчивые профессиональные интересы и способности.

Основными принципами построения подобной среды являются:  

  1) принцип взаимообучения и обмена опытом;

2)  принцип активности личности как субъекта своего жизненного пути;

3)  принципы коллегиального обсуждения, самоорганизации и саморегуляции.

Важным также является создание ситуации успеха, эмоциональный опыт, позволяющий преодолеть негативные жизненные стереотипы, которые  будут способствовать развитию профессионального потенциала личности студента.

Хотелось бы  отметить, что специфика подготовки выпускника колледжа предполагает довольно много форм и методов профессионального становления и развития стремления к творческой самореализации, включенных в учебный процесс. Студенты моей группы самоорганизуются, а я выступаю в роли куратора и только направляю их в нужном направлении. Систематически участвуют в  проведении линеек, внеклассных мероприятий, спортивных соревнованиях. О студентах моей группы наслышан весь район так как они   принимают активное участие в различных колледжных и районных мероприятиях,  в организации и проведении игры КВН, в 2017 году в упорной борьбе завоевали первое место и получили кубок акима района.  Значительная часть дисциплин учебного плана ориентирована не только на приобретение студентами сугубо профессиональных знаний, умений и навыков, но и важных для целостного гармоничного развития личности характеристик. 

В этой связи организация студенческого самоуправления колледжа построена таким образом, чтобы с одной стороны, способствовать творческой самореализации личности студентов, с другой – создавать условия для профессионального роста и развития в рамках выбранной специальности.

Таким образом, субъектно-средовое взаимодействие, должно осуществляется в трех формах:

в ходе учебного процесса;

как дополнение учебного процесса;

параллельно учебному процессу.

Взаимодействие студентов и преподавателей, мастеров производственного обучения при этом должно строиться с учётом соблюдения следующих условий:

1) курирование подготовки мероприятия: баланс между свободой студентов в творчестве и рамками формата мероприятия, целями и задачами образовательной деятельности колледжа;

2) сплочение студенческо-преподавательского сообщества колледжа

3) создание условий для профессионального самоопределения, как способ профессионального самосовершенствования и саморазвития, реализация потребности в активном участии в жизни колледжа, повышение «карьерного потенциала» и «потенциала к трудоустройству»;

Отдельное внимание следует уделить системе рейтинга группы, основными объектами которого должны выступать особенности личностного и профессионального развития студентов колледжа и социально-педагогическая среда, общая психологическая атмосфера и нравственный уклад жизни колледжа.    

Изучение образовательных результатов и эффективности предлагаемых инновационных моделей (проектов, программ) развития студенческого самоуправления должно быть направлено не только на констатацию имеющихся фактов, но и способствовать уточнению стратегии и тактики развития образовательного учреждения, выработке конкретных предложений по совершенствованию текущей деятельности  как с позиции администрации, педагогического коллектива, так и с позиции студентов, потенциальных работодателей, представителей общественности.

Критерии и показатели эффективности работы должны быть прозрачны и понятны всем субъектам образовательного процесса и быть объективно доступными измерению. Подбираемый диагностический материал не должен быть громоздким, но представлять собой эффективный инструмент принятия управленческих решений и учитывать специфику конкретной специальности. Соблюдение данных требований к мониторингу позволяет определить наиболее эффективные педагогические средства и те формы и способы организации образовательного процесса, которые в наибольшей степени оказали влияние на развитие личности студентов и формирование у них профессионально важных качеств и профессиональной компетентности .

Студенческое  самоуправление - это возможность самим учащимся планировать, организовывать свою деятельность и подводить итоги, участвовать в решении вопросов  жизни колледжа, проводить мероприятия, которые им интересны. Это возможность продемонстрировать уникальность своей личности, накопить опыт общения, преодоления трудностей, испытать ответственность за свои поступки, освоить общественный опыт.