CОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ПУТЕМ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА К НАСТАВНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНСОТИ В УСЛОВИЯХ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

Дроженко Г.Г. социальный педагог, КГКП «Боровской профессионально-технический колледж» Управления образования акимата Костанайской области

 

С 2013 года в средне-специальных учебных заведениях Костанайской области внедрено дуальное обучение. Данная модель подразумевает, наряду с обучением теоретическим знаниям, обучение практическим навыкам непосредственно на производстве, т.е. в реальных условиях реального предприятия.

При такой системе, наряду с мастером производственного обучения, появляется еще одна важная фигура – наставник. Мастер формирует профессиональные знания, умения и навыки, предусмотренные квалификационной характеристикой и программами производственного обучения. Наставник непосредственно на производстве формирует рабочего-профессионала, владеющего современной техникой и технологией, системой организации труда, передовыми методами работ. И даже часть воспитательной функции осуществляется наставником. Он помогает обучающимся осознать себя членами трудового коллектива. Общение с трудовым коллективом, изучение и принятие его традиций, совместная работа, борьба за повышение эффективности и качества труда являются важными факторами воспитания.

Таким образом, наставник является ключевой фигурой при дуальной системе обучения.  Именно от него зависит уровень подготовки будущего специалиста.

Говоря о наставнической деятельности, не стоит забывать о том, что наставничество двухсторонний процесс. Наставник и обучающийся обмениваются знаниями, совершенствуют их. Результат для студента это приобретение и совершенствование профессиональных и специальных компетенций, социальная и профессиональная адаптация в коллективе, улучшение личностных качеств и навыков. Результат для наставника привязывается к стратегическим целям организации, к показателям эффективности, так же личностный рост и приобретение дополнительных навыков.

Но всегда ли наставник отвечает всем ожиданиям? Работники предприятий, в совершенстве владеющие техникой и оборудованием, знающие производственный процесс не всегда могут передать свои знания и опыт ученикам.

В Приказе Министра образования и науки Республики Казахстан от 21 января 2016 года № 50 Об утверждении Правил организации дуального обучения дается определение наставника:

Наставник – квалифицированный работник организации (предприятия), владеющий технологией производства, оказывающий практическую помощь в производственном обучении обучаемого.[2]

Но каких то конкретных требований к наличию у него тех или иных компетенций нет. Так же как и не дано рекомендаций по формированию у наставников необходимых умений и знаний.

Далеко не все талантливые, в своей области, специалисты могут обучить новичка. Перед руководителем предприятия-базы дуального обучения встает подчас непосильная задача выбрать, для наставнической деятельности, работников у которых не только высокий профессиональный уровень, но и есть зачатки педагогических компетенций.

Ранее автором конкретизировались необходимые компетенции для наставников и исходя из этого были уточнены виды наставников: наставник-практик, наставник-теоретик, формальный наставник и наставник-педагог. [1]

Идеальным наставником является –наставник-педагог. У него на высоком уровне развиты профессиональные и специальные компетенции, так же на высоком уровне сформированы педагогические и коммуникативные компетенции в совокупности с богатым опытом практической работы на предприятии. Данный наставник отличный специалист в своей отрасли и педагог, способный передать свой опыт ученикам.

Встает вопрос  как именно формировать необходимые компетенции и какие ресурсы необходимо для этого привлекать. Мы видим решением данной проблемы в создании учебных коллабораций.

Коллаборация, или сотрудничество — совместная деятельность (процесс), в какой-либо сфере, двух и более человек или организаций для достижения общих целей, при которой происходит обмен знаниями, обучение и достижение согласия (консенсуса). [4]

Другими словами предприятие-социальный партнер и учебное заведение организуют учебные классы, но не для обучающихся, а для будущих наставников.

Проводить это обучение, в рамках дуальной системы, могут преподаватели учебного заведения заключившего договор с предприятием. Форма обучения может быть самой разнообразной - тренинг, однодневный курс, семинар, дистанционный курс, лекция или любой другой формат обучения. Выбор формы обучения зависит от целей и возможностей предприятия.  Своего рода это будет обмен опытом между колледжами и предприятиями, сначала педагогические и коммуникативные компетенции формируют педагоги у потенциальных наставников, а наставники в свою очередь формируют профессиональные и специальные компетенции  учеников.

Ведь базисом профессионализма наставника являются именно его компетенции.

В данной статье автором представляется разрабатываемая в нашем колледже модель учебной коллаборации для совместной  работы колледжа и предприятий-социальных партнеров.

Учебная коллаборация будет включать в себя следующие компоненты: учебный модуль и модуль контроля.

На данный момент актуальной является разработка учебных модулей для наставников.  По нашему мнению,  данный модуль должен включать в себя следующие элементы:

 

Цели освоения модуля:

Формирование у наставников коуч-компетенций, методических и психолого-педагогических компетенций;

Обучить наставника передавать свои знания, умения и опыт ученику

№ п/п

Элементы модуля

Формируемые компетенции

1.

Основы наставнической деятельности

Коуч-компетенции:

- готовность взять на себя ответственность за развитие и саморазвитие ученика;

- способность помочь ученику «прирастить» новые знания, освоить новые технологии, сформировать жизненные принципы;

- способность планировать и проектировать профессиональное развитие своего ученика;

И др.

1.1

История становления и развития наставничества

1.2

Цели, задачи и функции наставничества

1.3

Организационные и методические аспекты наставничества

2.

Основы педагогики

Методические компетенции:

- способность к различным стилям обучения;

- способность организовать усвоение знаний и упорядочивание их, создавать свои собственные приёмы обучения;

- готовность осуществления контроля за деятельностью ученика.

И др.

2.1

Особенности учебной деятельности в условиях предприятия

2.2

Методические рекомендации по оптимизации и сопровождению учебной деятельности на предприятии

3.

Основы психологии

Психолого-педагогические компетенции:

- готовность помочь ученику в установке целей работы,

обрести уверенность в себе;

- способность организовать диалог, найти контакт;

- способность оказывать поддержку или конструктивную критику

- помогать  совершенствоваться

И др.[3]

3.1

Особые психологические навыки наставника

3.2

Управление коммуникацией в обучении

3.3

Особенности обучения подростков

 

 «Дельтой» наставнических компетенций, на наш взгляд, является − умение найти контакт, доходчиво объяснить, показать общее и частности, поддержать, проверить, потребовать – и т.д. На формирование данных компетенций следует обратить особое внимание.

Так же педагог  во  время обучения наставников может проинформировать их об особенностях учебной группы или отдельных обучающихся,  это так же поможет наставникам эффективнее построить учебный процесс.

Следующий модуль коллаборации – модуль контроля. Один из принципов андрагогики – при обучении взрослых людей их нужно не оценивать, а направлять.  Другими словами привычные формы контроля не совсем подходят в данном случае. Экзамены, зачеты, тесты и опросы – все это будет создавать негативную обстановку и дополнительно подчеркивать статус наставника как ученика. Этого делать не стоит, т.к. наставник, даже находясь на «учебной скамье»,  должен чувствовать себя так же преподавателем, должна прослеживаться атмосфера сотрудничества. Хорошим вариантом, по нашему мнению, будет являтся ненавязчивый контроль за применением полученных знаний на практике и обсуждения результатов на занятиях. Т.е. рассказывая о методах, приемах педагогики необходимо следить, как это применяется во время наставнической деятельности. Анализировать совместно с группой и формировать правильную модель поведения в той или иной ситуации.

Возвращаясь к атмосфере сотрудничества и статусу наставника во время обучения, необходимо отметить важный момент. Не стоит называть человека проводящего эти занятия учителем, педагогом либо преподавателем. Целесообразнее применение такое слова как - коуч. Наставников же в таком случае лучше называть слушателями. Это позволит разграничить ученика и наставника, так же придаст наставнику дополнительный статус. Что с психологической точки зрения добавит уверенности наставникам, повысит степень ответственности и заинтересованности.

Важным моментом функционирования учебной коллаборации так же будут являтся временные рамки. Они должны быть распределены таким образом, что бы обеспечить достижение цели. Решение о периоде обучения  принимают предприятие – база дуального обучения, учебные заведения, в какой-то мере сами наставники.

Применение учебных коллабораций позволит вывести деятельность наставников на новый, научный уровень. Что в свою очередь повысит эффективность работы наставников и как следствие, качество профессиональной подготовки студентов и дуального обучения в целом.

 

Список используемых источников:

 

1. Вестник «Өрлеу-kst» №3 декабрь 2017 Дроженко Г.Г. К проблеме организации наставничества в средне специальных учебных заведениях

2. Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 21 января 2016 года № 50 Об утверждении Правил организации дуального обучения

3. Масалимова А.Р. Модель компетенций современного наставника

Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика» https://cyberleninka.ru/article/n/model-kompetentsiy-sovremennogo-nastavnika  

4. Онлайн-карта слов и выражений русского языка https://kartaslov.ru