ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПЛАНИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ

 

Лыжина Т.Ф., мастер производственного обучения, КГКП «Боровской профессионально-технический колледж»

 

Будущий специалист - это всегда коммуникабельный, мобильный и разносторонний, умеющий быстро и  с определенной ответственностью решать профессиональные задачи современного мира. Именно современный мир диктует свои правила, поэтому именно профессиональные образовательные учреждения должны смотреть на несколько шагов вперед для видения  запросов современного рынка труда, так как именно ТиПо взращивает специалистов рабочего класса, в котором так нуждается наше государство. Моя задача, как мастера производственного обучения состоит в том, что бы именно мой выпускник имел возможность не только выполнять какие то простые операции, но и  владел разносторонним взглядом на решение проблемы и с легкостью находил пути решения.

Выпуская специалиста-повара для современной системы общественного питания я должна понимать, что это дело особой важности.

Потребность общества в удовлетворении  высококачественных и разнообразных продуктах питания и сырья, повышение уровня культуры их потребления за счет совершенствования технологии производства , качества готовой продукции, сокращения отходов и потерь во многом зависит от мастерства поваров. Только от профессионализма мастера производственного обучения зависит уровень качества профессиональной подготовки выпускника профессионально-технической образовательной организации. Одним из сложных технологических процессов является производство кулинарной продукции, все это рассматривается в совокупе с физико-химическими изменениями, которые происходят при химической или тепловой обработке. Я как мастер производственного обучения обязана  ознакомить своих подопечных со всеми этапами, способами и приемами обработки продуктов и их изменениями, в итоге приготовления которых они приобретают свои нотки  вкуса и неповторимого аромата.

Одними  из важных аспектов при воспитании конкурентноспособного специалиста на современном рынке труда считаю, умение работать на иновационном  оборудовании, соблюдать технику безопасности и санитарную гигиену труда  и главную роль отвожу именно творческому подходу при выполнении определенных кулинарных операций. Для того , что бы развить у обучающегося логическое мышление и умение мыслить разносторонне,  при планировании своих уроков я использую элементы технологии критического мышления, кроссенс и многие другие, что позволяет увлечь за собой даже самого пассивного студента и активизировать познавательную деятельность всей группы. при помощи всех этих навыков выпускник с легкостью ориентируется в социальной среде общества и выдерживает конкуренцию на современном рынке труда.

Общественное питание с каждым годом набирает невероятные обороты в предоставляемых услугах потребителю это молекулярная кухня, оригинальные способы подачи блюд и дизайнерство в интерьере помещений сферы обслуживания а так же умение продемонстрировать свои навыки и умения в присутствии гостей (мастер-классы). Всему этому дает начало приобретение первоначальных навыков на учебной практике.

Еще одним моментом в повышении качества профессиональной подготовки студентов будет являться четкое следование принципам обучения.

В своей практической работе я использую и придерживаюсь таких принципов обучения:

 

Принципы

Осуществляю

Обучение на уровне требований передовой техники производства.

Знанием  основ производства  продуктов питания.
Применение в учебном процессе наиболее современного оборудования, передовых технологических процессов и способов труда.

Обучение на основе производительного труда.

Строгое соблюдение программ производственного обучения.
Выполнение производственных общественно-полезных работ в процессе обучения.
Сочетание обучения в учебных лабораториях и на производстве.

Наглядность обучения.

Проведением экскурсий на предприятия общественного питания, показом технологических, трудовых приемов и их элементов, демонстрацией видеороликов, образцов моделей, схем, проведение мастер-классов и т.д.
Постоянное пополнение учебных кабинетов наглядными пособиями, макетами.

Систематичность и последовательность в обучении.

Переход от известного материала к неизвестному, от простых работ к сложным.
Правильный подбор работ и производственных заданий.

Доступность и посильность обучения, учет возрастных и индивидуальных особенностей обучаемых.

Дозировку учебного материала.
Применение разнообразных методов обучения в соответствии с характером учебного материала и оказанием своевременной помощи обучаемым.
Установлением для обучаемых норм времени в зависимости от периодов обучения.

Прочность усвоения знаний и навыков.

Ярким, доходчивым и запоминающимся объяснением и показом.
Систематическим повторением и постепенным усложнением изучаемого материала, подачи его в различных сочетаниях.
Максимальной активностью и самостоятельностью обучаемых в выполнении ими заданий.

 

Повышение творческой активности обучающихся на уроках производственного обучения – тот результат к которому я стремлюсь на протяжении всей своей работы. Конечно, способы и пути достижения этого результата – всегда разные и зависят от конкретной педагогической ситуации.

На протяжении нескольких лет я применяю на своих занятиях разнаплановость практического обучения. Обучающиеся  сами создают технические приемы, а не только повторяют за мастером. Что является более результативно, хорошо отработанный в теории прием эффективнее усваивается на практике.

В последнее время была доказана эффективность и такой технологии как – ИКТ. Эта технология применяется мной на таких этапах профессионального обучения как: закреплении пройденного материала, изучение нового материала, решение производственных задач.

Еще одним методам активного обучения используемым мной является – работа в парах. У данного метода масса достоинств – каждый обучающийся может высказаться, обменяться идеями, обдумать свои мысли и только потом представить их всей группе. Так же все обучающиеся вовлечены в работу.

Наравне с работой в парах, мною применяется и коллективный метод – метод «бригадного обучения». Этот метод направлен на то, что бы научить студентов общаться в группе, убеждать, дискутировать, отстаивать свое мнение. Суть этого метода проста: дается задание, пару минут обучающиеся обдумывают ответ или решение. Далее всей бригадой обсуждают свои идеи друг с другом. В конце происходит объединение самых сильных идей и презентуется ответ. Во время урока бригады можно объединить в одну большую группу и обсуждать вопросы уже коллективно.

Так же высоких результатов позволяет добиться использование в работе системного подхода. Под системным подходом я подразумеваю  использование современных средств организации процесса обучения. Современные средства позволяют не просто сохранять материал и презентовать его от урока к уроку, но и дорабатывать, переделывать, внедрять свои инновационные методы преподавания.

Одним из важных аспектов любой, в том числе и учебной деятельности является мотивация.

Мотивация – процесс стимулирования к достижению определенных профессиональных или личных успехов.

Мотивация профессиональной деятельности – конкретные побуждения, которые обусловливают выбор профессии и продолжительное выполнение обязанностей, связанных с этой профессией.

Мотивация профессиональной деятельности определяет правильность выбора профессии, эффективность трудовой деятельности, удовлетворенность своей деятельностью. Так же она определяет и успешность профессионального обучения.

Важнейшую роль здесь играет формирование положительного отношения к получаемой профессии. Если обучающийся подошел к выбору профессии осознанно, он считает ее важной и востребованной то обучение пройдет в атмосфере позитивного сотрудничества и будет эффективно.

 

Список используемой литературы

 

1. Матюхина З.П. Основы физиологии питания, гигиены и санитарии. – М.: Изд. Центр “Академия”, 2002.

2. Батышева С. Я. Энциклопедия профессионального образования– М. 1999. – 488 с.

3. Эрганова Н. Е. Методика профессионального обучения: учебное пособие для высш. и сред. учеб. заведений по специальности "Профессиональное обучение" Екатеринбург : РГППУ, 2005. – 150 с.