АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Оксак Ю.П., преподаватель английского языка, КГКП "Боровской профессионально-технический колледж" Управления образования акимата Костанайской области

 

   Профессиональное образование  является исторически сложившейся системой подготовки кадров работников для всех видов производства, отраслей социальной сферы. Специалисты этого уровня составляют около трети занятого населения страны.

Профессиональное образование в настоящее время обладает огромным педагогическим и материально-техническим потенциалом. В то же время, новые условия жизни общества, в частности, формирование рыночной экономики, требуют значительно большей эффективности использования этого потенциала, усиления значимости среднего профессионального образования во всех сферах жизни общества.

Однако в современном профессиональном образовании мы сталкиваемся с  проблемами, которые охватывают весь воспитательно-образовательный процесс в новых социально – экономических условиях. Решение этих проблем, безусловно положительно повлияет на усовершенствование и повышение  качества подготовки рабочих кадров и роста престижа рабочей профессии.

   В послании президента к народу особо отмечено, что знания и профессиональные навыки – ключевые ориентиры современной системы образования, подготовки и переподготовки кадров:«Чтобы стать развитым конкурентоспособным государством, мы должны стать высокообразованной нацией.  Наши должны быть готовы к работе на самом передовом оборудовании и самом современном производстве» «На сегодняшний день Казахстан идет стремительными шагами от двуязычия к трехъязычию (казахский, русский, английский). И это также вполне естественно. И русский и английский язык являются не только средствами общения, но оптимальными каналами получения мировых знаний. Но в трехъязычии, как и в двуязычии, главное - давать возможности учиться, ни к чему не принуждая, и это основа решения языковой проблемы в Казахстане» ( Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев)

Современный мир четко диктует необходимость новых подходов к обучению, в том числе и английскому языку.  Мы ни в коем случае не должны отказываться от старых  методик, но основным приоритетом должны выступать новые, креативные методы и приемы преподавания, основанные не на обычном для многих заучивании, а на понимании пройденного материала и заинтересованности в его изучении.

Для меня как для преподавателя английского и профессионального языка существует еще одна из немаловажных проблем – оснащение образовательных учреждений учебной литературой по профессиональному английскому языку. Нет учебных пособий, справочников, словарей использование которых позволило бы формировать коммуникативные учебные действия. В своей работе я использую  учебники  из  интернет ресурсов. В связи с этим удается не в полном обьеме  систематизировать и обобщить  знания, полученные  на уроках дисциплины, так как чтобы повторять и закреплять пройденный материал не у всех студентов имеется компьютер и доступ в интернет. Необходимо отметить, что одним из результатов освоения профессиональной образовательной программы должны стать коммуникативные навыки.   Требования – новые, а учебники старые или вовсе их отсутствие. Поэтому приходится рассчитывать не на учебники, а как в большинстве случаев, на интернет ресурсы или на свой опыт работы.

Тем не менее «На сегодняшний день Казахстан идет стремительными шагами от двуязычия к трехъязычию. И это также вполне естественно. И русский и английский язык являются не только средствами общения, но оптимальными каналами получения мировых знаний.

Основной и самой главной проблемой  преподавания профессионального иностранного языка считаю - отсутствие языковой среды (а также языковой подготовки основного числа преподавательского состава.). Конечно же, я считаю целесообразным привлечение  преподавателей - волонтеров из стран  изучаемого языка. Отсутствие технической литературы на английском языке по предметам специальных циклов, а также средств качественного обучения (лингафонные кабинеты и т.п.) тоже значительно затрудняют работу.

Замечательным подспорьем, неотъемлемой частью в современном преподавании в таких случаях является использование компьютерных технологий и интернет ресурсов. Для повышения результативности качества преподавания профессионального английского языка в группе трактористов я использую часто приемы аудирования. Таким образом улучшается процесс воспрития речи на слух. Н-р: урок по теме     « Clutch»  обучающиеся  предлагаю посмотреть  видео (аудирование со зрительной опорой) на английском языке, темой которой они уже владеют исходя из уроков по  спецпредметам. При проведении аудирования для лучшего усвоения рекомендуется выполнять упражнения в три этапа: до прослушивания (pre listening), во время прослушивания (while listening), после прослушивания (after listening).

Pre listening – предварительная инструкция. Перед первым просмотром предлагаю обратить внимание на знакомые слова, фразы, интернациональные слова т.е. слова, о значении которых они догадались по контексту и изображению -просмотр обобщенный в ходе которого они улавливают лишь общий смысл. Задания этого этапа сводятся к тому , чтобы проверить свою догадку об отрывке, а также ответить на общие простые вопросы. Н-р - What is this video about? – How many types of Clutches are there? – What are they? Этот вид заданий помогает студентам перестать бояться что-то не понять в данном задании.   

While listening - Задания для детального прослушивания, например заполнить пропуски ,какие определения к следующим словам встречались, закончить предложение. Gap filling), исправь ошибки.(finding errors).

After listening - выделить главную мысль, задания на переработку воспринятой информации. Н-р: подтвердить или опровергнуть высказывание, выполнение теста, тест – верно, не верно или не дано в тексте.

При построении уроков я использую различные формы и методы работы. Это  могут быть различные игровые  методики как для закрепления пройденного материала, так и для проверки и контроля знаний, умений и навыков. Н-р: интеллектуальные игры, брейн-ринги, своя игра, ролевые игры, деловые игры. Вообще чувства соперничества в таком виде игр очень подогревает интерес у студентов и мотивирует на дальнейшее изучение материала не только в рамках учебной программы, но и  выходить за рамки.  И это  изучение дополнительного  материала как раз и мотивирует студентов на изучение иностранного языка. Это позволяет создать условия деятельности обучающегося, при реализации которой он сам продумывает материал, анализирует, обобщает его, проверяет свои выводы. Также подбираю такие задания, в ходе выполнения которых обучающиеся анализируют, суммируют ситуацию либо текст и далее выделяют главное. Использую и технологию сотрудничества (групповая работа, работа в парах), которая тоже формирует коммуникативные компетенции: составление диалогов в ходе выполнения работы  по своему профилю, при выполнении практического задания, организация анализа и взаимопроверки результатов выполненной работы при решении ситуационных задач. Данные методы способствуют  формированию жизненно важных сегодня и завтра умений.

Для формирования речевых навыков на каждом уроке, как и положено я соблюдаю все этапы урока и мне, а также студентам очень нравятся различные фонетические зарядки, пословицы и афоризмы, применяемые относительно материала урока. Стараюсь, чтобы после каждого урока студенты  владели темой и могли рассказать небольшой стих или диалог. Поэтому  часто, почти всегда использую мнемотехнический приемы запоминания слов и фраз, что позволяет легче воспринимать и запоминать  ту или иную информацию. (см.пример “Don’t cry bitterly …”). При этом приеме активизируется внимание, интерес и обучающиеся легко и непринужденно могут за короткое время запомнить и укрепить достаточный обьем информации.

Профессиональный английский язык один из важных элементов системы профессиональной подготовки специалистов среднего профессионального образования.

Реальная профессиональная направленность содержания курса иностранного языка, сотрудничество преподавателей иностранного языка, преподавателей специальных дисциплин с целью интеграции, подбор современных методик, использование технических средств обучения способствуют не только качественной подготовке специалиста, но и формированию его как активной личности, готовой к самообразованию, самосовершенствованию. Без знания иностранного языка в современном мире не обойтись ни одному человеку. Владение иностранным языком необходимо, чтобы быть конкурентоспособной личностью на рынке труда.

Для успешной реализации требований государственного образовательного стандарта  необходим иной подход к изучению иностранного языка. Это объясняется некоторыми причинами, а именно: процесс обучения происходит в искусственной языковой среде; иностранный язык рассматривается как второстепенная дисциплина; недостаточное количество учебников и учебных пособий для средне-специальных учебных заведений, имеющих профессиональную направленность. Очень часто интерес к предмету у студентов снижается, появляется апатия, безразличие, тревожность, вызываемые трудностями, с которыми студент встречается при изучении предмета. Поэтому одна из главных задач преподавателя иностранного языка повышать интерес к предмету, желание работать изо дня в день. Чтобы этот интерес не пропал у студентов, преподаватель не только должен знать свой предмет, но и искать новые методические приемы, которые развивают познавательный интерес к предмету.

В такой ситуации основным фактором успешного обучения является мотивация, т. е. положительное отношение студентов к иностранному языку как учебной дисциплине и осознанная потребность овладения знаниями в этой области. Необходимо не только заинтересовать студентов иностранным языком, но и преподнести  его  как профессионально значимый предмет. При решении этой задачи важную роль играет связь со специальными дисциплинами.

Обучение иностранному языку в нашем колледже направлено на то, чтобы поддержать именно профессиональную подготовку студентов, помочь им в осознании важности выбранной профессии, раскрыть новые возможности применения своих знаний по английскому языку в профессиональных целях. Эффективное изучение иностранного языка требует ориентации на важность изучаемого учебного материала, перспективу его использования на практике и в профессиональной деятельности. Студенты должны понять, для чего им нужен иностранный язык. Я считаю, что дидактическая эффективность, наглядность, простота и профессиональная ориентированность материала – главное требование для студента профессионально-технического  заведения.

В нашем колледже обучают таким специальностям как : Повар, Бухгалтер, Электро-газосварщик, Электромонтажник, Тракторист-машинист. Одно из направлений работы – преподавание английского языка в группах по специальности. Студенты уже выбрали специальность и начинают свою учебную деятельность в соответствии с теми требованиями, которые предъявляются обществом к специалистам выбранной ими специальности. Это профессионализм, культура, умение работать с людьми в команде, использование информационных технологий.

Место этого курса в системе профессионального образования определяет его назначение – заложить основы практического владения иностранным языком в своей специальности. С этой целью изучение английского языка разделено на две части: первая - общеобразовательная, вторая - специальный курс технического английского. Такая организация материала дает возможность наиболее последовательно и логично раскрыть содержание курса. Каждая тема завершается контролем знаний, представленным следующими формами: контрольная работа, самостоятельная работа, аудирование, монологические и диалогические высказывания. Такое обучение позволяет сначала выровнить базовые знания и плавно перейти к языку специализации. В целом мы используем элементы современных обучающих технологий: игровые, групповые способы обучения, личностно - ориентированные, компьютерные программы по английскому языку.

Знание иностранного языка необходимо, т. к. все оборудование и автомобили, изготовлены за рубежом а нормативные документы по техническому обслуживанию, ремонту и эксплуатации прилагаются на иностранном языке. Поэтому одна из целей курса “профессиональный английский язык” - обучение профессиональному языку по данной специальности для активного применения в своей профессиональной деятельности.

На основании выше сказанного, хочется отметить, что наступил следующий этап реформирования отечественной системы профессионального образования - переход к качественно новому подходу, к профессиональной подготовке квалифицированных рабочих и специалистов, способных грамотно и эффективно работать в современных рыночных экономических условиях на предприятиях различных форм собственности. Поэтому главной задачей для преподавателей профессионального английского языка является  преодолеть все имеющиеся трудности  при помощи современных методов и приемов преподавания и мотивировать студента к восприятию иностранного языка как важной дисциплины.

 

Список литературы

1. Назарбаев Н.А. Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда // Казахстанская правда. — 2012. — № 218-219. — 10 июля

2. Большая советская энциклопедия: Языкознание, 1998.

3. Абсатмаров Р.Б., Садыков Т.С. Воспитание культуры межнационального общения студентов. – Алматы, 1999

4. Материалы курсов повышения квалификации преподавателей на тему «Методика внедрения и особенности преподавания специальных дисциплин на английском языке» ноябрь 2016 года

5. Кондубаева М.Р. Научно-исторические основы формирования культуры речи двуязычного учителя-словесника: автореф. дис. ... «Bridge to English I», «English Polyglossum»