УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Филипенко О.Г., преподаватель спец.дисциплин, КГКП  «Боровской профессионально- технический колледж» Управления образования  акимата  Костанайской области

«Казахстанец будущего – это высококлассный

специалист, он социально активен, мобилен,

не боится перемен».

Н.А.Назарбаев

Важной проблемой, которую рассматривает современная система ТиПо, это повышение качества профессионального образования среди выпускников колледжей.

Современные условия образования сменили свою направленность: от «специалиста-исполнителя» - к компетентному «профессионалу-исследователю». Конечный результат  играет основную роль в приобретении умений и навыков самостоятельной работы студентов (СРС), что обусловлено использованием модульного обучения на основе компетентностного подхода в образовании.

В профессиональном техническом  образовании РК согласно ГОСО преподаватели и мастера производственного обучения обязаны обеспечить эффективную самостоятельную работу студентов . В целях реализации программы модульного обучения на основе компетентностного подхода необходимо   использование интерактивных  форм и методов при планировании уроков специальных дисциплин, с целью повышения исследовательского уровня мышления каждого студента , что повлечет за собой более глубокое усвоение изучаемого материала по изучаемой дисциплине .Перед тем как выдать обучающемуся задания для самостоятельной работы мне как преподавателю специальных дисциплин необходимо обеспечить каждого обучающегося методическими рекомендациями по выполнению заданий.

На своих уроках спец. дисциплин :"основы стандартизации и сертификации", "калькуляции ПОП"," основы бухгалтерского учета" применяю разработанные мной рабочие тетради   при самостоятельной работе студентов . Задания в тетрадях представлены в виде схем, таблиц, алгоритмов решения задач тестового варианта ответа.. В рабочей тетради специально выстраиваю    систему  вопросов и практических заданий в области предметного  материала. В тетради имеются свободные места для выполнения работ.  Таким  образом студенты в поисках ответов на предложенные вопросы и задания,  смогут лучше понять главное в теме, проконтролировать себя, выяснить, что они знают и умеют, а что надо еще повторить или изучить. Весь материал я выкладываю на сайте колледже , где находится  моя личная страница, которой в любой момент может воспользоваться студент, найти там весь предложенный материал на уроке и восполнить пробелы в знаниях. Я , как преподаватель специальных дисциплин обязана организовать самостоятельную работу студентов и ознакомить их с общими и профессиональными компетенциями в области теории.

             Основными задачами при организации самостоятельной работы считаю следующее:

1. Мотивация обучающихся к освоению изучаемого предмета и приобретаемой профессии;

2. Формирование способности студентов к самообразованию, самоуправлению и саморазвитию

      В современной педагогике существует множество видов, типы и способы самостоятельной работы студентов. Остановлюсь на краткой характеристике некоторых видов самостоятельных работ, которые использую в своей практике:

Работа с источником -   студенты  работают  с текстом учебного материала затем :

пересказывают  основное  содержания, делают краткий конспект текста; составляют  план  ответа по прочитанному тексту; осуществляют поиск ответа на заранее поставленные к тексту вопросы;

 Работа с конспектом по лекции (обработка лекции)- путем проведения экспресс-опросов по конкретным темам, тестового контроля знаний ,необходимо контролировать усвоение лекционного материала.

Исследовательская работа- данный вид самостоятельной работы требует анализа проблемной ситуации, получения новой информации. Студент  самостоятельно выбирает  выбор средств и методов решения учебно-исследовательские задания.   Обучение основам творчества, перспективного планирования, в соответствии с логикой организации научного исследования, является целью  данного вида работ.

 

Защита мини проектов по темам программы-  защиту проектов по заданным темам студенты  выполнять СРС как индивидуально, так и малыми группами, каждая из которых разрабатывает свой проект (задачу). Выполненный проект (решение проблемной задачи) затем анализируется  другой группой по круговой системе.  Обсуждение и защита своего варианта повышают роль СРС и усиливают стремление к ее качественному выполнению.

 Групповые и игровые формы- на   лабораторно-практических занятиях существенно возрастает активность работы за счет самостоятельной работы студентов. Я считаю, что именно использование игровой и групповой форм работы на уроках повышает творческую активность и способность усилить возможность приобретения профессиональных навыков, умений и знаний.

          В своей педагогической деятельности самостоятельную работу делю на следующие категории:

1. ознакомительная(конспектирование учебной литературы)

2.репродуктивная(выполнение самостоятельных и контрольных работ)

3. продуктивная (подготовка и защита доклада)

          А так же выделяю   следующие формы работы :

  1. Исследование и  анализ информации
  2. Защита доклада

 

Конечно на основании большого количества фактов, идей и цифр обосновать свою точку зрения очень не легко. В этом случае моя роль состоит в преодолении таких трудностей, поэтому всегда провожу параллель с другими предметами и совместно с обучающимися стараюсь организовать систему знаний по учебным дисциплинам.

 

    Исходя из этого можно выделить плюсы и минусы самостоятельной работы  влияющей  либо положительно, либо отрицательно  на обучающихся. Положительными сторонами самостоятельного обучения является активизация мыслительной деятельности,

организация  обще учебных, самостоятельных, познавательных навыков а так же создание условий для добывания знаний из реальной жизни, для овладения различными методами действий в нестандартных ситуациях;

Но к сожалению есть и отрицательные стороны данного вида работы это обширная информация интернет ресурсов, соблазн выдать чужую авторскую работу за свою, к моменту публикации учебной литературы происходит искажение информации в связи с долгим выходом на книжный рынок.

  Современное время диктует свои правила и система образования это не исключение. Я считаю, что именно при самостоятельном нахождении информации, перелопатив груды источников и заставив себя думать и мыслить это и есть величайшая возможность отложить в каждой клетке своего мозга именно то, что необходимо усвоить и узнать. Только способствуя творческому саморазвитию и креативному мышлению мы , как преподаватели профессионально-технического образования имеем возможность воспитать конкурентноспособного специалиста, востребованного на современном рынке труда

Список литературы:

1.Андреев, В. И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. – 2-е изд. – Казань: Центр инновационных технологий, 2000.

2.Байназарова А. В., Проскурина И. К. Использование информационно-коммуникационной технологии в организации самостоятельной работы студентов // Ярославский педагогический вестник. –2012 –№ 3. — С. 170-174.

3.Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. М., 2002. С. 253

4. Беляева А. Управление самостоятельной работой студентов // Высшее образование в России. - 2003. - № 6. - С. 105-109.

5.Концепция развития образования Республики Казахстан до 2015 года.

6.Щетинин В.П. Образование в контексте теории человеческого капитала /В.П. Щетинин//Педагогика. 2003. -№6. - С. 45-47.

7.Колин К. Человеческий потенциал и социальные технологии в 21 веке // Вестник высшей школы. 2008. - №7. -С. 18-25.

8.Коханец А.И. Условия эффективности кредитной системы обучения в Казахстане. / А.И. Коханец. - Астана,- С. 188.

9.Иренов Г.Н. Потенциал политических знаний и активизация самостоятельной работы студентов /Г.Н. Иренов//НИР ПГУ, - Павлодар - 2007.- С. 160.

10.Потапова И. П. «Калькуляция и учет »Рабочая тетрадь М,2011, С. 160

11.. Никифорова  Н.С., Прокофьева С.А. «Товароведение продовольственных товаров» Рабочая тетрадь М, 2002, С 95

12. Мирошниченко Л. В. Реализация принципа доступности в организации самостоятельной работы студентов // Образовательный процесс и особенности самостоятельных работ студентов в вузах культуры и искусств: сб. науч. ст. / под ред. Е. Л. Кудриной. - Кемерово: КемГУКИ, 2004. - 228 с. - С. 125-133.


КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/n/samostoyatelnaya-rabota-studentov-kak-sredstvo-formirovaniya-professionalnoy-kompetentnosti-v-usloviyah-modernizatsii-obrazovaniya