АУТОДЕСТРУКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ, КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА

 

Кемпф Н.А.

Мендыкаринский район, с. Боровское

 

         Данная статья основана на личном опыте работы педагога – психолога колледжа. Статья предлагает ориентиры для профилактической и коррекционной работы педагогов – психологов по аутодеструктивному поведению учащейся молодежи.

Основные слова: личность, подросток, поведение, аутодеструкция, профилактика,коррекция.                                                      

Аутодеструктивное поведение подростков связанно с изучением отношения человека к явлениям, таящим в себе реальную или потенциальную опасность для его жизни, волнует человечество с древних времен, однако до настоящего времени остается актуальной и недостаточно разработанной. По данным Всемирной организации здравоохранения, ежегодно в мире совершается 500 тысяч самоубийств и около 5 миллионов покушений на самоубийство. Саморазрушающее поведение молодежи тесно связаны с наркотизацией, алкоголизацией и злоупотреблением лекарственными препаратами. З. Фрейд пишет, что «жизнь в этом мире служит некоей высшей цели, которую, правда, нелегко угадать, но которая, несомненно, означает совершенствование человеческого существа». Теоретическое обоснование аутодеструктивного поведения было разработано психологами психоаналитической ориентации, считающими, что в основе всех его форм лежит неосознанное самим субъектом желание смерти, скрытое глубоко в подсознании. З.Фрейд вводит понятие «влечения к смерти»: «Если все живое приходит к неорганическому состоянию, умирает вследствие внутренних причин, мы можем сказать: конец, к которому стремится всякая жизнь, есть смерть, и, наоборот, неживое предшествует живому», «всякая инстинктивная жизнь стремится подвести живое существо к смерти», «стражи жизни, которыми являются инстинкты, попросту - спутники смерти».

Понятие аутодеструкция - это устойчивое психологическое состояние с соответствующим ему девиантным образом жизни. Чтобы его скорректировать, надо помочь подростку освоить конструктивный образ жизни, научить строить свою жизнь и удовлетворять потребности оптимальным образом.

Понятие аутодеструктивного поведения среди учащейся молодежи, можно рассматривать, как образ жизни и действий индивида, приводящий к нарушению структуры его личности, разрушению психического и физического здоровья и, в конечном счете, к преждевременному прекращению жизни. Проводимые психологические исследования по выявлению саморазрушающего поведенияпоказали, в рассмотрении своей жизни в данный период времени большинство подростков относят интересную, активную и веселую жизнь, но и присутствуют отрицательные мнения у подростков такие, как тяжесть и безрадостность жизни. Свое настроение характеризуют,  как изменчивое. Негативное настроение улучшают с помощью общения, чаще всего с друзьями. В трудных жизненных ситуациях в особенностях неудачной любви,  большинство студентов ищут помощи, но и есть подростки, у которых есть желание умереть. При определении попыток и способовпричинения себе боли, большинство студентов склоняются к украшению своего тела в виде татуировок, в меньшей степени к самопорезам, отравлениям. В определении смерти подростки не определяют четкого понимания между жизнью и смертью, т.е. одни подростки считают смерть – это сон, другие жизнью в другом измерении. К человеку совершившим суицид большинство студентов относятся с осуждением и жалостью, средняя часть студентов предполагают, что с ними такого никогда не случиться.                           

В ходе проведенного  исследования, выявляются определенные профилактические и коррекционные психологические пути работы  с молодежью  аутодеструктивного поведения.  Первым и важнейшим шагом в работе с подростками склонными к саморазрушающему поведению является проникновение во внутренний мир подростка (психоконсультирование), умение «вжиться во внутренний мир» и «прочувствовать» его отчаяние и безысходность. Польза такого рода эмпатии, в том, что она позволяет адаптировать подростка к ощущениям, что он «понят». Психолог с точки зрения психотерапии, «вживается» в образ мыслей подростка. Он должен понять и принять логику суицидальных причинноследственных связей. Решение подростка о совершении суицида следует рассматривать, как результат борьбы между желанием жить и желанием умереть. Так же как при объявлении войны, непоправимое решение подчас принимается при  перевесе в один голос, и поэтому психологу необходимо сосредоточить свои усилия на том, чтобы создать перевес в пользу жизни подростка. Перечисляются доводы в пользу жизни и доводы в пользу смерти. Конечно депрессивному подростку сложно привести доводы в пользу жизни, однако  он может вспомнить, что заставляло его жить раньше. Вторым и важным шагом является коррекция суицидальных мыслей. Здесь важно применить психологические упражнения на преодоление кризисных ситуаций, а также упражнения направленные на ценность жизни. Как говорила Мать Тереза «Жизнь – это борьба выдержите её». Существует коррекционная технология направленная на осознание негативного образа жизни, развитие необходимых личностных качеств,  формирование навыков саморазвития и включающая в себя следующее:

1.Технология формирования мотивации — мотивационный блок, важная и обязательная часть, поэтому в начале занятий важной задачей является сплоченность группы,  мотивирование на активную деятельность, знакомство с личностными особенностями подростков.

2.Технология гармонизации психофизической сферы (обретение уравновешенности, психологической устойчивости) — Обретение навыка целостного восприятия собственного состояния. Снятие эмоционального дискомфорта. Развитие у подростков навыка саморегуляции и самоконтроля поведения.

3. Технология коррекции нарушений в сфере межличностного общения и развития коммуникативных способностей и навыков — Создание условий для формирования и развития навыков продуктивного взаимодействия у подростков.

4.Технология коррекции аутодеструктивного поведения и развития навыков конструктивного выхода из сложных жизненных ситуаций.

5.Технология развития интеллектуальных способностей, общей вербальной культуры, самосознания, уверенности, позитивного самоотношения.

Третьим важнейшим шагом является профилактическая работа  с родителями. Как говорил Э. А. Глазгоу «Жизнь не может быть настолько тяжела, чтобы ее нельзя было облегчить своим отношением к ней…».  Одним из главных направлений профилактической работы является четкая организация досуга. Акценты сегодня сдвигаются. Одетым, обутым, сытым детям, живущим под мирным небом, не хватает понимания, терпимости. Они мечтаю о любви. В семье ребенок получает признание своего «я», утверждается как личность, находит круг друзей, с которыми может поделиться своими переживаниями. В раннем детстве родители и другие члены семьи составляют сферу обитания ребенка, от которой зависит развитее его психики. Истосковавшись по родительской нежности и ласке, ребенок покупает ее ценой жизни. «Вот умру – поймешь, как плохо без меня…». До самой последней минуты он надеется, что кто-то ему помешает, что кто-то спасет его. И родители, увидев, на какой шаг он решился, испугаются за него и будут его любить. К сожалению, семейные проблемы являются причиной в 72% случая суицида. Итак, поводом может служить: развод родителей, болезнь или смерть близких, плохие отношения с матерью, безразличие отца, частые вспышки гнева у родителей, гиперопека, насилие в семье, в т.ч. физическое, алкоголизм одного из родителей, экономические проблемы в семье.

Американцы провели социологическое исследование и выяснили, что дети пытаются совершить самоубийство, когда кто-то есть рядом. Это, наверное, потому, что до последней минуты им отчаянно хочется жить. И в «Скорой помощи», едва шевеля губами, они умоляют спасти их.  

В качестве ведущей терминальной ценности молодежь, студенты обозначают здоровье, а затем (по степени убывания значимости): наличие хороших и верных друзей, любовь, счастливую семейную жизнь, материальное обеспечение и т.д. Основные инструментальные ценности, по их мнению, составляют: ценности межличностного общения (учтивость, воспитанность), этические ценности (доброта, честность), интеллектуальные ценности (образованность, эрудиция) и ценности принятия других (широта взглядов,толерантность). В этом ключе еще Н. А. Бердяев говорил, что только личность является носителем ценностей: «Человек, человеческая личность есть верховная ценность, а не общности, не коллективные реальности». Подлинный носитель индивидуального свойства человека есть личность как «внутренняя целостность и единство, овладение самим собою, победа над рабством». Социальная ценность человека, его место и роль в обществе происходят из его человеческой сущности, духовности, его имманентной свободы и творчества. Именно поэтому каждый человек самоценен. 

Невозможно говорить о самоценности жизни человеку, который не ценит своего здоровья и не способен поддерживать его изо дня в день в обычных условиях. Так, современный анализ на основании опроса студентов, показал, что 76 % из них полагают, что в здоровом духе здоровое тело и зависит оно от самого человека. Из них видно, что на 20 % здоровье человека зависит от влияния внешней среды (экология), на 50 % - от его образа жизни. В чрезвычайной ситуации человек может вести себя достойно, а в повседневных обстоятельствах наносит своему здоровью все нарастающий вред: несмотря на все возможности восстановления всех нарушенных функций, организм обладает ограниченным ресурсом прочности и жизнеспособности. О. де Бальзак в романе «Шагреневая кожа» писал, что своим неразумным поведением многие индивиды в обычных, повседневных ситуациях, требующих не сверх усилий по выживанию, а систематичного соблюдения требований здорового образа жизни, продолжают разрушать свою жизнь. Жизнь складывается из повседневных событий, моментов, периодов, а чрезвычайные ситуации просто дополняют ее течение. Однако нередко после таких ситуаций человеку приходится «восстанавливаться», вновь входить в привычный режим базис его жизни. 
Молодые люди должны учиться ценить повседневность, видеть в ней главное, уметь находить удовлетворение, не рваться к удовольствиям и развлечениям, сокращающим жизнь. Больше радости и удовольствий от жизни получит не тот, кто стремится к высокой их интенсивности, а тот, кто проживет дольше.

Одним из главных критериев успешности жизни является ее продолжительность. Она свидетельство степени надежности работы организма и устойчивости его к болезням, а также того, насколько человек своим поведением ее продлевает или, разрушая, сокращает. 
Главные ценности человека - здоровье, семья, дети, профессия, отношения с другими людьми. Только вместе взятые эти ценности могут сделать жизнь человека счастливой: недостаток в одном может компенсироваться чем-то другим, но  не полностью. 

Состояние здоровья - не только ведущий фактор долголетия, но и фактор преемственности поколений, продолжения жизни всего человечества. Здоровье детей зависит во многом от состояния здоровья родителей: закономерность такова, что у здоровых родителей дети чаще крепкие и жизнелюбивые; у нездоровых - слабые и болезненные. 
Молодые люди мало и плохо живут достаточно часто из-за аутодеструктивного поведения, в основе которого лежит нездоровый образ жизни. Природой для каждого из нас предопределен свой срок жизни, но от человека зависит, использует ли он его полностью (т.е. проживет весь этот срок) или же сократит его разрушительным отношением к здоровью. Именно по этой причине разные люди в одном и том же возрасте выглядят и чувствуют себя по-разному: нередко более старший по возрасту выглядит моложе того, кто официально (по паспорту) его моложе: «Если человек движется по «лестнице социальных статусов» примерно в том же темпе, что и подавляющее большинство его сверстников, то его социальный возраст соответствует паспортному. Если же в силу высоких, благоприятных условий или других причин субъект «вырывается вперед», то он становится социально старше». Принято различать паспортный и биологический возраст, они не совпадают. Человек, правильно относящийся к своему здоровью, выглядит всегда моложе своих лет, а человек, который не бережет здоровье - старше. 

Главной и важной задачей для родителей, педагогов, всех лиц, работающих с молодыми людьми,  донести до них постулат: самое дорогое - это жизнь, и удел социально-зрелого человека беречь и уважать ее, находя грани непознанного и удивительного в каждом прожитом дне. 

 

Список использованной литературы

 

1.Алиев И.А. Актуальные проблемы суицидологии. Баку: Элм, 1987.- 185 с.

2.Бердяев Н.А. О самоубийстве. М.: Изд-во МГУ, 1992.- 23 с.

3.Змановская Е.В. , Рыбников В.Ю. Девиантное поведение личности и группы :Учебное пособие].  –– СПб. : Питер, 2011. –– 352 с.

4.Фрейд, З. Психоаналитические этюды / З. Фрейд ; составление Д. И. Донского, В. Ф. Круглянского. - Минск: ООО «Попурри», 1996. - 544 с.