ОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ВАЖНОЕ УСЛОВИЕ В СИСТЕМЕ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Кучкина С.Ф.

Мендыкаринский район, с. Боровское

 

Одной из насущных задач современного казахстанского общества является построение правового государства и формирование гражданского общества, создание реально действующих механизмов обеспечения правозаконности и защиты прав человека.

Эффективность решения задач, стоящих перед образовательным учреждением, в решающей степени зависит от уровня профессиональной подготовки и развития личности преподавателя, от его правовых и нравственных предпочтений в педагогическом процессе. Преподаватель является основным участником образовательного процесса, а правовое и нравственное воспитание осуществляется не только в специально организованных формах работы, но и на занятиях всех учебных дисциплин.
           В условиях динамичного изменения образа жизни нашего общества, когда утрачены многие традиции семейного воспитания, высок уровень распада семей, многие родители из-за сложившихся экономических условий уделяют недостаточно времени общению с ребенком, что отражается на дисциплине и учебе учащегося. Не секрет, что в учебные заведения начального и среднего профессионального образования приходят подростки и молодые люди с недостаточным запасом знаний и представлений об окружающем мире, низким уровнем познавательной активности, с незрелостью эмоционально-волевой сферы. Социальное развитие ребенка происходит вне образовательного учреждения, как правило, в неформальных группах, зачастую – асоциальной направленности.
Необходимо задуматься о причинах правонарушений, совершаемых подростками. Это и общая нестабильность общества, смена жизненных ориентиров и ценностей. Слабость институтов воспитания привела к тому, что основным источником ценностей для молодежи стали СМИ, где свобода слова обернулась произволом и вседозволенностью. Средства массовой информации зачастую навязывают негативные нормы и образцы поведения, массированно рекламируются пиво, табакокурение. С теле и компьютерных экранов на детей обрушивается волна насилия (часто безнаказанного).        Современные информационные технологии создают мифологию, антагонистическую по отношению к традиционным нравственным ценностям. В качестве идеала утверждается богатое, сытое, лишенное нравственных сомнений и угрызений совести существование. Дети, не задумываясь, подражают этому. Также причины правонарушений – психологические трудности подростков вследствие неправильного воспитания – отсутствия любви, заботы, внимания к нуждам ребенка, жестокости в семье. В ответ на это у подростков может вырабатываться делинквентная система ценностей, отличная от общепринятой. Иногда в такой атмосфере ребенок «спасается» затяжкой сигареты, бутылкой пива, наркотиком, уходя от реальности и подвергая себя еще большей опасности. Как результат – появление категории детей с девиантным поведением – детей категории «группы риска».
            Девиантным поведением принято называть социальное поведение, не соответствующее установившимся в данном обществе нормам. В нашем случае девиантное поведение подразумевает антисоциальное поведение, нарушающее какие-то социальные, культурные и особенно правовые нормы. Когда такие поступки незначительны, их называют проступками, правонарушениями, а когда серьезны и наказываются в уголовном порядке – преступлениями.
            До сих пор бытует ложное мнение родителей о том, что главным воспитателем детей является детский сад, школа, колледж и т.д., в плохой успеваемости виноват педагог, в аморальности подростка винят улицу. Семья самоустраняется от процесса  воспитания. Ошибки семейного воспитания нередко дополняются ошибками педагогического воздействия на личность обучающегося: авторитарным, командно-административным стилем отношений, чрезмерной опекой, пассивным и принудительным характером методов обучения и воспитания, недостаточным уровнем техники педагогического общения. Слабеет внимание к личности обучающегося, его жизненному миру, опыту, интересам, личностным ценностным ориентациям, эмоциональной сфере.

Сфера деятельности преподавателя - это зона доверия между людьми, поэтому воспитывать духовно-правовые качества способен лишь такой специалист, который сам обладает высоким уровнем нравственной и правовой культуры, предан правовым идеалам и убежден в социальной значимости своей деятельности. Высокий уровень правовой культуры преподавателя можно рассматривать как условие и гарантию полной реализации норм образовательного права в педагогических правоотношениях.

         Если педагог направляет  энергию ребенка в нужное русло  то и результаты не заставляют ждать. К нам на учебу на 1 курс два года назад пришел студент Нерущенко Дмитрий. Пришел уже с совершенным правонарушением.  Семья была неблагополучная.  Мастер п/о, кл. руководитель  приобщили  его к общественной работе. Он стал активистом молодежного крыла  «Жас Отан»,  бойцом студенческого отряда «Жасыл Ел». Был неоднократным участников областных молодежных форумов.  По линии учебы принимал участие в областном конкурсе профмастерства, где занял 4 место. Сегодня он учиться на 3 курсе и планирует продолжить обучение в ВУЗе. И таких примеров можно привести много.

 В колледже работает молодежное крыло «Жас Отан» Мы стараемся вовлекать туда студентов 1 курса, состоящих на всех видах учета, пришедших к нам со школ. Они с интересом выполняют все поручения.  При проведении акции  этой осенью «Помоги ветерану» они с удовольствием кололи дрова, чистили дворы.

Впоследствии  это самые активные студенты.

Большая часть студентов, состоящих на учете занимаются в спортивных секциях. Из 14 студентов состоящих на учете 5 являются победителями районных соревнований по бегу, волейболу.

Известно, что первые месяцы пребывания в общежитии колледжа,  тяжело переносятся многими студентами. Постоянное нахождение в коллективе создает напряжение, тревожность, иногда вызывает агрессию.

В начале учебного года иногда студентами допускаются распития алкогольных напитков. Часто это дети из неблагополучных семей. Примером могут послужить отдельные родители наших студентов, которые регулярно звонят своим детям в общежитие в состоянии алкогольного опьянения.
Чтобы как-то противостоять этим явлениям воспитатель, мастера производственного обучени, классные руководители ведут посильную работу по формированию правовой культуры студентов. Основной целью и направлением работы  в общежитии является положительная адаптация студентов, профилактика социально-негативных явлений в среде обучающихся. Для достижения этой цели мы решаем эти задачи следующим образом:
• Создаем благоприятные психологические и бытовые  условия для досуга и учебы проживающих в общежитии;
• Прививаем студентам самостоятельность (личная гигиена, трудовые навыки, самообслуживание, самообразование);
• Учим  студентов культуре общения на принципах толерантности, гуманности, коллективизма;
• Изучаем индивидуальные психологические особенности каждого обучающегося;
• Формируем  приоритеты и ценности,  права и ЗОЖ;
• Воспитатель тесно взаимодействует с психологом, социальным педагогом, медицинским работником, мастерами производственного обучения и классными  руководителями.
            Таким образом, правовое воспитание является одним из приоритетных направлений работы воспитателя. Правовое просвещение, правовые знания способствуют формированию социальной активности студента, дают возможность правильно ориентироваться в жизни. Первым шагом в этом направлении является ознакомление обучающихся с Уставом колледжа, правилами проживания в общежитии, режимом дня, инструктаж по ТБ и ПБ.
            С первых же дней обучающиеся приступают к самообслуживанию.  Не секрет, что к нам приезжают студенты, в основной массе не имеющие навыков ухода за собой, уборки по дому и не имеющие представления об уюте. Так, исподволь, начиная с уборки по комнате, приучаем студентов к мысли, что у них имеются не только права, но и обязанности. Общеизвестно, что любимое выражение наших студентов «Не имеете право…», а дальше по обстоятельствам.
            Традиционно осенью (на этапе адаптации) и весной (всплеск правонарушений) каждого учебного года в колледже проводятся правовые месячники.

 Правонарушения, в большинстве случаев, подростки совершают в состоянии опьянения, когда ослабевает контроль над поведением. Поэтому мы больше внимания уделяем профилактике вредных привычек. При работе с несовершеннолетними особое внимание  уделяем статьям Уголовного кодекса РК, имеющим отношение к подросткам. С 14 лет подростки несут уголовную ответственность лишь за ряд специально оговоренных тяжких преступлений. С 16 лет ответственность наступает уже на все виды преступлений.  Весной этого года были проведены следующие мероприятия по правовому воспитанию:
1. Беседа на антиалкогольную тему «»Нет!» - добровольному безумию»
2.Беседа о вреде курения «В объятиях табачного дыма»
3.Ситуационная игра «Что такое «толерантность»?»
4. Правовая ситуационная игра «Что ты знаешь о праве?»

Целью правовой ситуационной игры «Что ты знаешь о праве?» являются раскрытие понятия «право», расширение представления студентов о юридической ответственности за совершение правонарушений.
Традиционно каждый год к Международному дню толерантности (16 ноября) проводится ситуационная игра «Что такое толерантность?». Игра ставит целью знакомить студентов с понятием «толерантность», с основными чертами толерантной и интолерантной личностей, дать понять студентам, что колледж – это большая семья, в которой должны царить взаимопонимание, терпимость доброта и уважение.
             В этом 2014-2015 учебном году правовой месячник в октябре идет под девизом «Береги свою молодость, красоту и здоровье!». Неформальное наблюдение предыдущих лет работы выявило, что традиционные беседы и лекции среди студентов непопулярны и неинтересны. Поэтому в этом году попытались разнообразить и оживить правовой месячник. Доминирует игровой метод в форме ситуационной игры. Преимущество этого метода заключается в том, что серьезная информация дается в игровой  форме, что позволяет студентам интеллектуально и эмоционально «раскрепоститься», проявлять творческую инициативу. Важно было привлечь внимание и участие студентов и ограничить «монолог» педагога. Проведены следующие мероприятия:
1. Выпуск и распространение буклетов-памяток «Береги свою молодость, красоту и здоровье!»;
2. Конкурс плакатов на тему «Что приводит к правонарушениям?»;
3. Правовой минимум для несовершеннолетних «К вам пришел милиционер»;
В начале октября  социальным педагогом была подготовлена буклет-памятка на антиалкогольную тему «Береги свою молодость, красоту и здоровье!».

Правовое воспитание не ограничивается одними месячниками. В течение учебного года общими усилиями педагогических работников, социального педагога, психолога, сотрудниками Мендыкаринского ОВД, медработников проводится ряд мероприятий по профилактике правонарушений. Совместная работа приводит к тому, что студенты адаптируются, и в конце учебного года становятся более активными и не допускают правонарушений.
Это особенно заметно в студентах, которые приходят к нам после девятого класса. В первый год это почти дети, несерьезные, несамостоятельные, у которых нет мотивации к учебе, нет никаких особых интересов, увлечений. Во второй год приходят более возмужавшие не только физически, но и духовно. На выпуске это уже молодые люди, думающие о своем будущем, перед ними уже стоят какие-то цели, задачи: учиться дальше, найти работу, строить свою семью и др.

 В заключении хочу сказать, что процесс развития профессионально-правовой культуры преподавателя колледжа  будет успешно осуществляться при реализации следующей совокупности педагогических условий, если: профессионально-правовая культура преподавателя колледжа будет рассматриваться как ведущая задача педагогического процесса в системе непрерывного профессионального образования.

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

  1. Козлов С.Г. Профессионально-правовая культура преподавателя вуза. 2004 г.
  2. . Зюбин Л.М. Учебно-воспитательная работа с трудными учащимися: Метод. пособие. – М.: Высш. Школа, 1982.
    1. Методика правового воспитания учащихся. – М.: Просвещение, 1982. – 223 с.
    2. Иванова Н.П. Воспитание детей в семье в контексте социальных изменений - 2004.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

З А Я В К А

На участие публикации статьи  в сборнике материалов областного семинара для специалистов отделов образования, заместителей директоров по воспитательной работе, социальных педагогов, психологов по теме «Формирование правовой культуры педагогических работников важное условие  в системе профилактики правонарушений среди несовершеннолетних» от КГКП «Боровской профессионально-технический колледж» УО АКО

1.

Фамилия, имя, отчество автора  статьи

Кучкина Светлана Федоровна

2.

Ученая степень (если имеется)

Не имеется

3.

Место работы

КГКП «Боровской профессионально-технический колледж» УО АКО

4.

Должность

Зам. директора по воспитательной работе

5.

Контактный телефон ( с кодом города, поселка)

8-714-43-2-15-50

6.

Контактный телефон (сотовый)

87776262727

7.

Адрес электронной почты

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.